Бутовский полигон
Святые новомученики
ГУЛАГ
Судьба человека
Храм
Расписание богослужений
Мемориальный центр "Бутово"
Буклет
Архив документов
Списки пострадавших
Карта сайта

????? ????????? ?????????????

???? ????????????? ? ???????????? ?????????? ? ??????. ????? ???????? ????.

Rambler's Top100

Крестный ход по святым местам Земли Украинской (часть 5) Печать E-mail
02.06.2012 г.

К истокам Святой Руси

Свято-Успенский собор Почаевской Лавры

На поклонение Почаевским святыням мы прибыли вечером одного из последних июльских дней. Мглистый туман окутал вершину монастырской горы. Порывы ветра. Моросящий дождь... Будто мрачное Средневековье, борясь с днем нынешним, пытается выставить свои декорации. И за всем этим - уходящая вглубь веков соделанная Промыслом Божиим непростая История.

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия,
потому что он почитает это безумием;
и не может разуметь»

(1 Кор. 2,14).

Но в утешение, назидание и во спасение души звучит для нас мудрое ежегодное Слово на Торжество Православия, произносимое в каждом православном храме во дни Великого поста, именно в то время, когда наши дух, душа и тело особо трезвятся и бодрствуют. «...Какими кровавыми подвигами, какой борьбой с врагами истины, какими и сколькими смертями ревнителей чистоты, святости веры и Церкви приобретено, сохранено и передано нам Православие!

Сегодня мы видим земную Церковь удрученной, отягченной многообразными бедами и скорбями (а это почти постоянное состояние Церкви Православной от дней ее основания), и кажется нам: есть ли о чем радоваться? Но знайте, дорогие мои, - говорил псково-печерский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин; +2006), - Торжество Православия в Церкви будет праздноваться всегда, ибо это торжество не о видимой славе Православия, но о том единственном, что дает миру жизнь и чего не могут отнять теперь уже никакие внешние беды и никакие враги, - это торжество Божественной любви к миру и вечная жизнь мира в этой любви, этой любовью.

А для нас, для каждого из нас, остается только частный вопрос - будем ли мы с вами участниками этой Божественной любви? Сохраним ли себя и сохраним ли для своего потомства то, что дал нам Сам Христос и что передали в чистоте Его верные последователи в Церкви?..».

Внимая всем сердцем этим чудным словам, сказанным псково-печерским старцем еще в 1992 году, начинаешь как-то по-особенному  понимать и не случайность приносимых иноками жертв, и промыслительную тайну подвигов мучеников и исповедников веры Христовой Православной: «Ибо и теперь Бог открывает Себя в людях, стяжавших и являющих в себе это бесценное сокровище, эту единственную жемчужину, которой не стоит весь мир, - богоподобие человека в святости жизни».

Для того-то и прибыли мы в этот благословенный уголок исторической Святой Руси, чтобы поклониться Почаевским святыням и тем из наших предков и современников, «кто святостью своей освящал и освящает нам путь к Истине».  

 

Даже в пасмурно-дождливый день эти места пленяют своей природной красотой. Кажется, закрой глаза, напряги слух - и ворвется в салон автобуса с юго-западным ветром и с туманным дыханием гор призывный звук трембиты и звонкий голос юной гуцулки, сотканный из горных и луговых токов-вибраций. А вместе с ними - вой ветра и грозовые раскаты, что давным-давно пронеслись над далекой полониной и вобрали в себя горячие молитвы карпатских пастухов. Как же хорошо писал об этом когда-то уроженец и житель Западной Украины, самобытный и талантливый певец родной природы - Михаил Коцюбинский!  

Уже из окон новой монастырской гостиницы вглядываемся в незнакомые дали. Сегодня мглистые, они меняются в зависимости от освещенности, времени суток, состояния погоды, годичного хоровода. И в этих картинах природы, где переплелись манящие горные выси и размытые туманами горизонты, невольно проступают для нас очертания великого замысла Творца о Своем творении - мире и человеке. Но, чу, звонит часовой колокол!..

Видно, вправду скоро сбудется

То, чего душа ждала:

Мне весь день сегодня чудится,

Что звонят колокола.

<...>

Знать, служение воскресное

Не у нас в земном краю:

То звонят чины небесные

По душе моей в раю.

(Дмитрий Кедрин)

 

Знакомство с Лаврой. Преподобный Иов Почаевский

Интерьер Успенского собора

Наутро, помолившись за поздней Божественной литургией в Успенском соборе, вместе с нашим новым проводником по Лавре - братом Сергием обходим лаврские святыни. Свято-Успенский собор просто   ошеломляет богатством красок и геометрических форм..., расцвеченных золотом и лазурью. Здесь забываешь о своей «бренной оболочке», и можно было бы совсем потеряться в хитросплетениях линий, граней и ярусов, если б не устремленность ввысь. Даже свод высокого купола не сдерживает этого полета.

Со стен грандиозного собора на нас «взирает» сама история, запечатленная в его фресках. Над алтарем, над горним местом, - «Явление Божией Матери на скале Почаевской в столпе огненном». Эта дивная фреска, созданная в 1870 году академиком В.В. Васильевым (расписавшим весь собор), уносит нас к одному из самых чудесных исторических преданий - посещению горы Почаевской Пресвятой Богородицей, явившейся пред взорами киево-печерских иноков, бежавших сюда от нашествия татар в середине XIII века, и местных крестьян-пастухов.

...Пречистая  стояла на верху горы в огненном столпе. На главе Ее была корона, в правой руке - скипетр. Затем Пресвятая Дева поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой стопы. С тех пор и остался здесь этот Цельбоносный отпечаток, обильно наполняемый живительной влагой святого источника, дающего и поныне исцеление и утешение страждущим.

 

 

 

Явление Божией Матери на скале Почаевской в столпе огненном

Вплоть до XVII века Богородичный след пребывал под открытым небом. И лишь в 1649 году над ним был выстроен храм в честь Святой Троицы. А в XVIII веке - воздвигнут величественный Успенский собор, под сводами которого мы и внимаем теперь рассказам брата Сергия о Почаевской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы и о драматичной судьбе Православия на Волыни.

Более четырех с половиной веков назад появился здесь этот чудотворный образ. С ним связаны не только многочисленные чудеса исцелений, но и само основание Почаевской монашеской обители.

В 1559 году, говорит лаврский монах, через Волынь на родину проезжал греческий митрополит Неофит, возвращавшийся из Москвы, куда ездил за сбором милостыни. Недалеко от Почаева он остановился в имении православной помещицы Анны Гойской, происходившей из старинного дворянского рода Козинских, - вдовы земского судьи Богдана Гойского. А после, покидая Волынь, в благодарность за оказанное ему гостеприимство, митрополит преподнес благочестивой хозяйке икону Пресвятой Богородицы, ставшей по милости Божией с этих пор покровительницей православной Волыни.

Эта небольшая по размерам (30х23 см) икона старого византийского письма относится к иконографическому типу «Умиление». Пресвятая Богородица изображена в пояс с Предвечным Младенцем на правой руке. В левой - Она держит плат, прикрывающий ноги и спину Богомладенца. Господь Иисус Христос положил левую руку на плечо Пресвятой Девы, а правую - поднял для благословения. Богородица же преклонила лик к главе Сына.

 

Почаевская чудотворная икона Пресвятой Богородицы

Есть на иконе, говорит брат Сергий, еще семь миниатюрных изображений святых на клеймах. Справа изображен пророк Илия, под ним - мученик Мина; слева - первомученик Стефан, под ним - преподобный Авраамий; внизу же иконы - лики трех святых жен: великомученицы Екатерины и преподобных Параскевы и Ирины. «Такая иконография, - ссылается наш рассказчик на мнение некоторых исследователей, - позволяет предположить, что это была семейная икона, которая, возможно, принадлежала роду митрополита Неофита. Над изображениями святых имеются славянские надписи, что также, скорее всего, указывает на славянское происхождение Владыки».

Почти сорок лет икона хранилась в домашней часовне княгини Гойской. Тогда-то слуги и стали замечать, что от образа исходит особое свечение. Вскоре совершилось и первое чудотворение: родной брат Анны - Филипп Козинский, слепой от рождения, прозрел после горячей молитвы пред иконой Божией Матери.

Под впечатлением от этого чуда раба Божия Анна, «ощущая свое недостоинство хранить столь великую святыню у себя дома», приняла решение торжественно перенести чудотворный образ в Почаевский храм. И произошло это, замечает монах Сергий, вскоре после подписания печально известной Брестской унии в 1597 году. Тогда же Анна Гойская составила «фундушевую запись», согласно которой ею были внесены крупные пожертвования денежных средств и земель на устройство Почаевского монастыря, ибо в те времена правильно организованной монастырской общины у почаевских монахов-отшельников не было.

Благодетельница указывала, что «близ села Почаева, где издревле существует церковь Успения Пресвятой Богородицы, она решила основать монастырь, в котором должны жить восемь монахов и два дьячка». При этом монахи должны были быть «не иного исповедания, как только греческого, подчиненных Восточной Церкви». А игумен - «высокой добродетельной жизни, испытанной нравственности, тихий, скромный, почтительный, трезвый, не корыстолюбивый. Братиею он должен руководить с любовью и кротостью».

Таким игуменом, не без известной поддержки православного князя Константина Острожского, стал святой преподобный Иов Почаевский (10 нояб./28 окт. - память преподобного Иова Почаевского (+1651); 10 сент./28 авг. - обретение мощей прп. Иова Почаевского (1659). Преподобный не только создал образцовый монастырь, но и деятельно противостоял экспансии униатства.

Прп. Иов Почаевский

До своего прихода в Почаев прп. Иов был игуменом Крестовоздвиженского монастыря в Дубно, находившегося под патронатом знаменитого князя Константина Острожского. Точная дата прихода в Почаев преподобного Иова неизвестна. Предположительно, - в первые годы XVII столетия.

Прп. Иов (в миру Иоанн) родился в галицком крае - Попутье, между Карпатами и Днестром, в дворянской семье Иаонна и Агафии Железо, хранившей верность Православию. С детских лет будущий подвижник чувствовал непреодолимое тяготение к иноческой жизни и уже в десятилетнем возрасте, оставив родительский дом, испросил благословения игумена ближайшего Угорницкого монастыря позволить ему служить братии, вскоре снискав всеобщее уважение и любовь.

Через два года Иоанн принял монашеский постриг с именем Иов, а еще годом позже, после многих иноческих подвигов, - был рукоположен во священнический сан (впоследствии приняв схиму).

Известия о духовных подвигах молодого иеромонаха широко распространились по всему краю. К преподобному Иову за советом и благословением стекались и простые богомольцы, и вельможи. Стал он пользоваться особым доверием и покровительством видного защитника Православия на Волыни князя Константина Острожского.

Тогда-то князь Константин и обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить прп. Иова в свой княжеский Дубенский Крестный монастырь, где преподобный Иов был поставлен во главе Дубенской братии, пробыв в сане игумена свыше 20 лет. Вопреки козням и неприязни латинян - занимался книгопечатанием и распространением православной литературы, сам участвовал в переводческой деятельности и переписке книг. И как мы помним из рассказов нашего недавнего острожского экскурсовода Ярославы, именно по благословению св. прп. Иова в 1581-1582 годах князь Константин издал в Остроге первопечатную славянскую Библию.

Вся дальнейшая жизнь и служение преподобного  оказались связаны с малоприметной и скромной поначалу обителью на Почаевской горе, волею Божией и трудами игумена Иова с братией вскоре превратившейся в известный общежительный монастырь с хорошо организованной внутренней жизнью.

Благодаря поддержке Анны Гойской и переданной ею в дар монастырю чудотворной иконе Пресвятой Богородицы монастырь стал крупнейшим паломническим центром и оплотом Православия на Волыни.

Можно представить, сколь трудной была жизнь православной обители  после заключения Брестской унии в Польско-Литовском государстве. И хотя уния была отвергнута подавляющим большинством православного духовенства и мирян, первые десятилетия существования нового Почаевского монастыря стали временем постоянной борьбы за право свободно исповедовать православную веру.

После кончины Анны Гойской (+1617) ее наследник лютеранин Андрей Фирлей стал нарушать условия ее «фундушевой записи». В 1623 году слуги Андрея совершили набег на монастырь, похитив среди прочего и чудотворную икону Богородицы. Около четверти века преподобный Иов судился с Фирлеем, требуя возвращения отобранного имущества. Икона вернулась в монастырь в 1644 году, а в 1647 году по решению суда Фирлей вернул обители и земли, и прочие похищенные им вещи.

Ох, не на пользу и благо семьи Фирлея пошли его вероломные деяния! Об этом можно судить по сюжету одной из многочисленных фресок на столпах Успенского собора, хранящих святые предания глубокой старины.

Над Цельбоносной Стопой Пресвятой Богородицы

А монастырь тем временем рос и развивался, привлекая на поклонение чудотворной иконе и Цельбоносной Стопе Богородицы тысячи паломников. Духовное наставничество и молитвенная поддержка богомудрого игумена соделали Почаевскую обитель подлинно  «народной школой благочестия». Монастырская братия была известна строгой аскетической жизнью. В обители совершалось образцовое уставное богослужение. Неопустительно произносились проповеди на родном - украинском языке. Бережно сохранялись традиции национальной письменности и изобразительного искусства. Так, обитель на горе Почаевской стала важным центром духовного просвещения.

И в Почаеве св. прп. Иов продолжает неустанную литературно-издательскую деятельность: к началу XVII века в этом крае действовала всего лишь одна славянская типография - Почаевская. Здесь печатались книги в защиту Православия, православные молитвы, послания. Вплоть до 1932 года в Почаевском монастыре хранился труд самого преподобного - «Книга блаженного Иова Почаевского, властною рукою его написанная», содержавшая до 80 бесед, поучений, проповедей, а также выписки из святоотеческих аскетических и полемических сочинений (изданная в 1884 г. в Киеве на русском языке под названием «Пчела Почаевская»). На страницах книги преподобный вел борьбу с католиками и протестантскими сектами, обличая их заблуждения.

Преподобный присутствовал на Киевском соборе 1628 года, состоявшемся в связи с возвращением в Православие отпавшего в унию архиепископа Мелетия Смотрицкого (ок.1577-1633). Перу преподобного Иова принадлежит соборное определение, свидетельствующее о верности Восточному Православию.

Брат Сергий ведет нас в пещерный храм прп. Иова Почаевского, что скрывает под своими сводами и раку со святыми мощами праведника, и пещеру, где по многу дней кряду простаивал на молитве этот великий подвижник. В одну из ночей, рассказывает наш «монастырский опекун», во время молитвы святого Иова свидетели наблюдали необычайный свет, озарявший его пещеру.

Через узкую горловину каменного лаза, отшлифованную десятками тысяч паломнических рук и ног, проникаем в чрево горы. Легко и благостно находиться в этом замкнутом прибежище святых молитв человеку праведному! Мы же, недостойные, чуть не задохнулись от осознания своих грехов.

 

Находясь в состоянии непрестанной молитвы и богомыслия, преподобный не оставлял работу в монастырском саду, искапывал с братией пруды вблизи обители... В период военных действий Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой преподобный игумен Иов спасал людей, предоставляя им  кров и пищу в своем монастыре.

Он назначил себе преемника лишь в 98-летнем возрасте, но и после этого участвовал в важнейших делах обители. Ровно за неделю до перехода в вечность святой получил откровение о своей близкой кончине. И 28 октября (ст.ст.) 1651 года, совершив Божественную литургию, - мирно отошел ко Господу.

Преподобный Иов был погребен близ пещеры, где подвизался. Над его могилой часто видели чудесное сияние. Через семь лет после кончины святой Иов трижды явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию (Балабану; +1663) и известил о том, что пришло время открывать его святые мощи.

Рака с мощами прп. Иова Почаевского

28 августа 1659 года нетленные мощи преподобного Иова были перенесены в храм Живоначальной Троицы. От них произошло много чудес, например, получил исцеление смертельно больной Досифей, писатель жития святого. В 1675 году по молитве преподобного Иова Матерь Божия спасла Почаевскую обитель от осадивших ее татар и турок: Пресвятая Богородица явилась в небе над Почаевской горой вместе со святым Иовом. Стрелы, пущенные в них врагами, словно отраженные от невидимого щита, возвращались на землю, пронзая самих лучников. Охваченные ужасом  мусульмане бежали.

Лишь в 1721 году дотоле противостоявший натиску униатства монастырь был захвачен греко-католиками, став на 110 лет обителью ордена василиан. Началась полонизация Почаевской обители. Однако и в годы «униатского пленения» чудотворная Почаевская икона продолжала пользоваться глубоким народным почитанием. В 1773 году по инициативе графа Николая Потоцкого (главного жертвователя, попечителя и строителя Свято-Успенского собора. - Авт.) Папа Климент XIV издал буллу, которая предписывала короновать Почаевскую икону, что означало официальное признание Католической Церковью чудотворности этого образа.

Тогда же продолжались чудеса исцеления и от мощей прп. Иова. Даже униаты веровали в святость преподобного. Составили ему службу с акафистом и обратились к Папе Римскому с прошением канонизировать Иова Почаевского. Но от Папы пришел отказ «по причине ревности святого о Православии».

В 1831 году, продолжает брат Сергий, Почаевская обитель вновь вернулась в ведение Русской Православной Церкви с присвоением ей в 1833 году статуса Лавры. Чудесные же исцеления от мощей преподобного Иова побудили Святейший Синод вторично открыть их, что и было совершено 28 августа 1833 года. А в 1858 году на месте пещерной церкви был устроен новый храм во имя преподобного Иова Почаевского.

Немало делалось в стенах Лавры и для мирского населения. В 1869 году Почаевский монастырь открыл на свои средства ремесленную школу, позже преобразованную в двухклассную церковно-приходскую. Открыл двухклассную церковно-учительскую школу для всей Волыни, впоследствии переехавшую в Житомир...

Почаев был центром празднования целого ряда важнейших церковных юбилеев: 900-летие Волынской епархии (1892 г.), 100-летие освобождение Волыни из-под власти Польши (1893 г.), 50-летие возвращения Почаевского монастыря в Православие (1881 г.), 300-летие общежития в Почаевской обители и других.

А в дни недавнего празднования 450-летия принесения на Волынь чудотворной Почаевской иконы Лавру посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В своей проповеди, произнесенной здесь 5 августа 2009 года, Его Святейшество назвал Почаевскую икону Пресвятой Богородицы «щитом и великим символом надежды для тысяч и миллионов людей».

В Первосвятительском слове за Божественной литургией в тот день Святейший Патриарх обратился с важным призывом не только к своей пастве на всей исторической территории Святой Руси - в России, Украине и Белоруссии, но и к братьям-христианам в Европе: «Мы прошли через страшный опыт построения общества без Бога, - сказал Святейший Владыка. - Не повторяйте этот наш страшный урок... Не построить счастливого общества с опорой на деньги, на технологии, на науку, на способность к администрированию... Не может быть счастья, когда попирается Богом данная мораль, когда разрушаются нравственные основы жизни».

И это мы наглядно видим на примере нашей недавней истории.

 

Богоборчество «хрущевских времен». Святой Амфилохий Почаевский

 

Истинная цель жизни нашей христианской

есть стяжание Духа Святаго Божия.

(св. прп. Серафим Саровский)

Останавливаемся близ Троицкого храма (арх. А.В. Щусев (1873-1949). Его самобытность заметно противостоит  барочным формам Свято-Успенского собора. Выстроенный в неорусском стиле по благословению Волынского архиепископа Антония (Храповицкого; 1863-1936), монументальный и декоративный Троицкий храм был призван воссоздать дух древнерусских православных монастырей.

Прп. Амфилохий Пачаевский

В период хрущевских гонений, рассказывает брат Сергий, почаевский монах - отец Иосиф (Головатюк), впоследствии - схиигумен Амфилохий, не убоявшись грозившей ему за то расправы, выхватил уже отобранные милиционерами у настоятеля Лавры ключи от Троицкого храма и вернул их ему, сказав безбожникам: «Архиерей - хозяин Церкви! А вы? Подите прочь...»

Мы просим подробнее рассказать нам об этом защитнике веры Христовой.

Преподобный Амфилохий (в миру Иаков; 1894-1971), рассказывает наш почаевский гид, родился в украинском селе Малая Иловица (Шумский р-н, Тернопольская обл., до 1939 г. - в составе Польши), в многодетной трудолюбивой крестьянской семье. Он был одним из 10 детей Варнавы и Анны, воспитывавших их в духе любви и благочестия. Восемнадцатилетним юношей ушел Иаков служить медбратом в Царскую Армию. А далее - фронт Первой мировой войны, передовая, плен, трехлетний подневольный труд на чужбине, удавшийся побег через границу на родину... Так, с юности Иаков глубоко усвоил для себя то, что «жизнь - есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы, по слову Достоевского, сердце человеческое. И в этой битве не устоять, если на земле сердечного смирения не всеяны семена благочестия, орошенные слезами покаяния».

В родном селе присмотрел он себе невесту. Однако приходской священник благословения на брак не дал, провидя в Иакове Богом избранное чадо, призванное к монашескому деланию.

С 1925 года он - послушник в Почаевской Лавре. И 8 июля 1932 года, пройдя семилетний монашеский искус, принимает постриг с именем Иосиф. Монах необычайных дарований, в монастыре он быстро снискал известность опытного костоправа (унаследовал этот талант от своего родителя), за свою боголюбивую и подвижническую жизнь получив от Бога дары прозорливости и исцелений. А потому скоро у дверей его кельи выстроились целые очереди страждущих, что весьма осложнило  жизнь всего монастыря.

Целых 20 лет суждено было прожить о. Иосифу по благословению наместника Лавры в небольшом домике у ворот на монастырском кладбище вместе с иеромонахом Иринархом, проводя дни и ночи в труде и молитве. Постом и бдением усмирял подвижник свою плоть и страсти, все более и более взрастая в духе.

Теперь он лечил и изгонял бесов, возвращал глухим слух, слепым - зрение, скорбным - подавал отраду и утешение. Молитвенник и нестяжатель, глубоко возлюбивший смирение, о. Иосиф бегал от суетной человеческой славы, старался скрывать свои добродетели. Но чем более скорбел подвижник о мире и ближнем, тем больше начинал ненавидеть отца Иосифа князь мира сего.

В хрущевские времена усилившихся гонений на Церковь, говорит брат Сергий, власти планировали превратить Почаев в «коммунистический поселок», а Лавру... - в музей атеизма. Насельникам же предлагалось покинуть ее территорию.

За всеми верующими, монахами и паломниками был установлен строгий контроль, а вскоре начались и репрессии, высылки, тюрьмы... Монашествующим отказывали в покупке продуктов в магазинах. Отменяли остановки рейсовых автобусов в Почаеве. Устраивали настоящие расправы над паломниками и местными верующими, противостоящими ликвидации Лавры.

Но ничто не сломило стойкости монашествующих и активных мирян, мужественно претерпевавших гонения. Многие из них готовы были пострадать даже до смерти за лаврские святыни. А в храмах обители круглосуточно теплились лампады и возносились молитвы...

Игумен Иосиф (возведен в сан 24 февраля 1953 г. - Авт.) ежедневно приходил в храм, где до утра служил акафисты, а с рассветом призывал всех к пению: «Слава Тебе, показавшему нам свет!», «Пресвятая Дево, Мати Божия, Благая Богородица, Не остави нас Своею вечною и доброю молитвою...» и других песнопений и молитв.

Уже через неделю после конфликта с милицией у дверей Троицкого собора, продолжает свой рассказ брат Сергий, на батюшку обрушилось возмездие богоборцев: его арестовали и поместили в психиатрическую больницу в Буданове, что в 100 км от Почаева. Там игумена Иосифа остригли, сбрили бороду, сорвали с него крест и ночью голого повели в палату буйных душевнобольных... Каждый день вводили ему лекарство, «от которого распухало все тело и трескалась кожа».  

Многие тогда хлопотали об освобождении страдальца, просили, ездили в Москву... Наконец, благодаря усилиям дочери И.В. Сталина Светланы Аллилуевой, считавшей себя лично обязанной монаху-лекарю за свое исцеление, его удалось освободить.

Осенью 1965 года батюшка поселяется у одного из своих многочисленных племянников в родной Иловице. И снова у их порога - море людей. Святой подвижник ежедневно служит водосвятные молебны, исцеляет страждущих и болящих. Могут ли с этим смириться безбожные власти?

Обеспокоенные «притоком больных людей в село», они настраивают против старца-целителя его родственников. Как-то зимой один из его племянников, работавший трактористом, увез о. Иосифа за село к болотам, избил до полусмерти и, скинув в воду, оставил умирать. Чуть живого батюшку нашли лишь через 8 часов, перевезли в Почаевскую Лавру и в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий (в честь святителя Иппонийского, память которого праздновалась Церковью в тот день). Казалось, надежды на выздоровление не было. Однако волею Божией схиигумен Амфилохий не только выжил, но и встал на ноги. Проживать без прописки в Лавре было нельзя. И снова он в родном селе, где продолжает исцелять страждущих «со всего света». До 500 и более человек принимал батюшка в летние дни, лечил, утешал, наставлял, вразумлял, обязательно угощая всех обедом и ужином. Для многих людей, ищущих Света Божия, признаются верующие, целебной была эта его благословенная трапеза.

Святой старец врачевал разные недуги, но боролся в первую очередь за души людей. Посему сам же замечал, что около половины людей уезжают от него не исцеленными: «Богу не угодно, ибо их телесное исцеление будет не на пользу им, а на погибель души».

Сколько же скорбей доставляли подвижнику и его домочадцам бесноватые! Родственники уговаривали о. Амфилохия не принимать их, ибо бесы мстили. Батюшка же отвечал: «Трудно терпіти, але і боятися демонів не треба».

И сегодня односельчанам памятны слова о. Амфилохия, не раз говорившего, что вся земля во дворе их дома пропитана слезами молящихся, тяжелобольных, жаждущих всей душой исцеления.

Причину многих недугов старец видел в царившем тогда в обществе духе безбожия, что насаждался уже в школе. Антирелигиозная и антицерковная пропаганда унижали человеческое достоинство. Ведь не посещавшие церковь, не исповедовавшиеся и не причащавшиеся люди лишали сами себя и своих детей благодати Духа Святого. И стоит ли удивляться, что 75 % нашего населения составляли душевнобольные? Постом и молитвой советовал лечить святой старец многие недуги нынешних времен. В его же доме молитва совершалась круглосуточно.

Добросердечный батюшка был убежден, что зло вообще не свойственно природе человека. Оно возбуждается не без посредства демонов, а потому-то злые люди им и уподобляются.

Старец говорил, что «любой грех опутывает сердце как паутина, а злоба, как проволока, - попробуй, разорви ее. Злые люди убили царя, злые глумятся над православными. Великое счастье, что Господь сподобил нас родиться в православной вере и быть православными, а многие народы, к сожалению, не знают Православия. Как же нам надо благодарить Бога за эту Его милость к нам!», - неоднократно повторял подвижник.

Прозорливый о. Амфилохий провидел свою насильственную кончину, знал замыслы врага и его сообщников-исполнителей (о чем немало уже сказано и написано). Но, как дивный страдалец, предал свою святую душу «в руцы Божии». Несколько раз собирал он своих домашних в трапезной и просил пропеть некоторые молитвы из службы на Успение Божией Матери, а «Апостолы от конец совокупльшеся зде...» просил пропеть трижды. Сам же, слушая, закрывал лицо руками и плакал. После с грустью говорил: «А як страшно буде, коли стануть мерзлу землю на гріб кидати»... Через четыре месяца схиигумена Амфилохия отпевали в Лавре.  Он почил 1-го января и был предан земле 4 января 1971 года.

После его преставления на месте погребения старца стали происходить чудеса и исцеления. 3 апреля 2002 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение прославить в лике святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия.

Перед праздником Пасхи того же года были обретены его нетленные благоуханные мощи. И 12 мая 2002 года схиигумен Амфилохий был причислен к лику Святых Русской Православной Церкви.

Во время прославления старца Амфилохия над Почаевской Лаврой тысячи людей наблюдали необычайное явление, образованное из облаков - два креста, как бы осеняющих происходящее. Так было угодно Господу! 

Икона свв. прпп. Иова и Амфилохия Почаевских с частицами их святых мощей

Под Успенским собором, в церкви-крипте преподобного Иова, мы благоговейно прикладываемся к святым мощам угодников Божиих - святых преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.   

 

Святии преподобнии отцы наши Иове и Амфилохие Почаевские, молите Бога о нас!

---

В день отъезда после ранней Божественной литургии в пещерном храме Иова Почаевского, испросив благословения на дальнейший путь у святых угодников Божиих, вновь спешим в Свято-Успенский собор. Там - прикладываемся к чудотворной Почаевской иконе Божией Матери, что ежедневно в эти ранние часы опускается на лентах пред Святыми вратами для поклонения верующих. Светло и радостно на душе! Славен мир, созданный Господом!

И вновь, колеся по извилистым дорогам тернопольщины, мы созерцаем красоту Кременецких гор. А в памяти невольно всплывают образы, рожденные проникновенным словом М. Коцюбинского: «Из-под сосен, как будто из окон, виднелись далекие и близкие горы. <...> А там снова буки и грабы, залитые синей тьмой ночи, словно увитые грезами, сбегали, как лестница Иакова, с неба в долину и сливались с далекими тенями гор, прозрачными и легкими, как дым кадильниц. И вся эта гармония линий и красок, этот предутренний сон неба, эта песня тишины поднимали душу в небо».

 

 

(окончание следует)

Николай и Наталья Минины

Фотогалерея


 
« Пред.   След. »
День памяти
29 декабря (16 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадал:  сщмч. Аркадий (Остальский), еп.                                                                          и иже с ним расстреляно ...Подробнее...

25 декабря (12 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне было расстреляно 119 человек. Вечная им память! Подробнее...

22 декабря (9 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадали:  сщмч. Василий (Ягодин), прот.; сщмч. Александр (Буравцев), свящ.                                  ; протоиерей Симеон (Зверев); священник Сергий ...Подробнее...

Популярные статьи
  • Спецобъект "Бутовский полигон" (история, документы, воспоминания)
    Предпросмотр | Подробнее...

    Деревня Бутово, давшая название и железнодорожной станции, и дачному поселку, возникшему во второй половине XIX-го века около нее, стояла на восемнадцатой версте старого Варшавского тракта. То же название дано было впоследствии и поселку “Бутовский полигон”, расположенному километрах в двух от деревни.

  • ДМИТЛАГ (Из истории строительства канала Москва-Волга)
    Предпросмотр | Подробнее...

    Во втором выпуске Книги Памяти "Бутовский полигон" помещены списки с именами заключенных Дмитлага, которые были расстреляны в Бутово. Здесь лишь небольшая часть имен из просмотренных восьми тысяч дел.

    Дмитлаг, крупнейшее лагобъединение ОГПУ-НКВД СССР, существовал с 1932 по 1938 год и располагался на территории Московской области и отчасти даже в самой Москве. Порожденный советской карательной системой, Дмитлаг был создан для использования труда заключенных на строительстве канала Москва-Волга.

  • Художники и Бутовский полигон
    Предпросмотр | Подробнее...

     В числе казненных на Бутовском полигоне оказалось много художников — около ста. Известные живописцы, скульпторы, графики и скромные оформители витрин, шрифтовики, текстильщики; люди в расцвете сил и таланта, и художники, чье дарование только обещало развернуться в дальнейшем. Нет нужды искать логики или хоть какого-то смысла в выборе жертв. В числе погибших — художники на любой вкус: есть авангардисты, есть соцреалисты. Один расстрелян потому, что он латыш, другой — потому что поляк или немец, итальянец или австриец, третий — потому что был “неподходящего” происхождения, четвертый — потому что ходил в церковь и т. д., и т. п.

  • Бутовский полигон
    Предпросмотр | Подробнее...

    На духовном небосводе России в минувшем 20 веке появилось множество звезд и даже созвездий. Одно из них просияло над Бутовым.

    Бутово… У большинства москвичей это слово ассоциируется с огромным новым жилым районом, вынесенным за пределы московской кольцевой автодороги.

  • Священнослужители и миряне, пострадавшие в Бутово
    Предпросмотр | Подробнее...

    фотография, сделанная в Таганской тюрьме перед расстрелом Незадолго до своего последнего ареста св. митрополит Серафим (Чичагов) говорил: "Православная Церковь сейчас переживает время испытаний... Сейчас многие страдают за веру, но это - золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианст­ва".

    В России, как нигде в XX веке, проявилось противостояние Добра и Зла.