Бутовский полигон
Святые новомученики
ГУЛАГ
Судьба человека
Храм
Расписание богослужений
Мемориальный центр "Бутово"
Буклет
Архив документов
Списки пострадавших
Карта сайта

????? ????????? ?????????????

???? ????????????? ? ???????????? ?????????? ? ??????. ????? ???????? ????.

Rambler's Top100

Крестный ход по святым местам Земли Украинской (Часть 4) Печать E-mail
24.04.2012 г.

К истокам Святой Руси

Крестным ходом по Волыни

Наш крестный ход движется по Волыни в сторону древнего Киева. Когда-то, в XI-XIII вв., Волынь была одной из сильнейших и значительнейших южнорусских земель. Здесь пролегал торговый путь из Киевского Поднепровья в Западную Европу. Многие тысячи киевских паломников направляли свои стопы в Иерусалим, в Константинополь, на гору Афонскую... Они шли с молитвой и верой и им казалось, что так будет вечно.

Однако в XIII веке Волынь, как и вся русская земля подверглась опустошительному нашествию монголо-татарских орд хана Батыя..., что стало (наряду со многими другими факторами) причиной последующего упадка и гибели некогда могущественного Галицко-Волынского княжества.

Что ж, на протяжении всей человеческой истории землями, княжествами и государствами правили люди, их же судьбы вершит Господь. 

Когда Средневековье оживает

Живописен древний город Острог в мягких лучах заходящего солнца.  Сказочны его лощины, зеленые холмы, изумрудные струи плакучих ив... Искрятся золотом озерные глади и купола!

Сегодня это райцентр Ровненской области. Первое же упоминание о нем, датированное 1100 годом, мы находим в Ипатьевской летописи, как о владении волынского и дорогобужского князя Давида Игоревича - внука великого киевского князя Ярослава Мудрого.

Острог оказался интересен нам не только тем, что лежал на нашем пути - в трехстах с небольшим километрах от Киева, но и своей историей, борьбой за веру Православную местных князей Острожских.

Экскурсовод Ярослава, занимавшаяся восстановлением  городской замковой башни и созданием в ней музея князей Острожских, рассказывает, что историческая Волынь - это не только нынешняя крайняя северо-западная область Украины с административным центром в Луцке, но и обширные земли Ровненской, Житомирской, Хмельницкой и Тернопольской областей. Когда-то, напоминает она, это было одно из самых больших и сильных древнерусских княжеств, вместе с Галицким долго сохранявшее русскую государственность даже после падения Киева. В литовские времена здесь правили могучие князья Острожские, о чем до сих пор напоминают эти некогда грозные стены, старинные храмы и монастыри, что мы видим, оглядывая далекие горизонты с Замковой горы.

Историю Волыни невозможно отделить от славной и глубоко драматичной  истории рода князей Острожских. Упоминание о первом исторически известном князе династии Острожских - Даниле  (+ ок. 1386) относится к 1340 году и содержится в Густинской летописи, где сообщается о его победе в Галиции над войском польского короля Казимира III Великого. С ним же связано и строительство старейшей в Остроге каменной башни - «Вежи Мурованой».

Святой прп. Феодор Острожский

Виднейший представитель этого рода - святой преподобный князь Феодор, потомок святого равноапостольного князя Владимира. Доблестный воин и полководец, он избрал себе в награду за ратные подвиги и победы над польскими войсками «ограждение законом свободы Православия на Волыни от посягательств со стороны иноверческого влияния».

Еще в 1410 году, узнали мы, князь Феодор Острожский участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом. Через 12 лет из сочувствия православным чехам поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. А еще через десять - одержал ряд побед над польскими войсками и вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. В 1438 году святой князь отличился в борьбе с татарами. За  воинскую доблесть при польском короле Каземире, младшем сыне князя Ягелло, сделался наместником городов - Владимира, Дубно, Острога и обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни. Однако святой князь Феодор оставил все это миру, сам же -  удалился в Киево-Печерскую обитель (ок. 1441 г.), где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался на путях спасения души до своей кончины.

Святой преподобный Феодосий почил, дожив до глубокой старости (год кончины точно не известен), и был погребен  в Дальних пещерах (память - 11 августа, а также  - Собор преподобных отцов Дальних пещер, 28 августа). Как свидетельствовал в 1638 году иеромонах Афанасий Кальпофийский, «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле».

Его потомком был князь Константин Острожский, о деяниях которого уже в наши дни пишет архиепископ Ровненский и Острожский Варфоломей: «...Катастрофа, на грани которой оказалось Православие в польско-литовском государстве в конце ХVІ века, была результатом заговора королевской власти, Рима и православной иерархии, учредивших в 1595 году Брестскую унию. ...По замыслу организаторов, Православная Церковь, и без того притесняемая где только возможно, должна была прекратить свое существование на украино-белорусских землях. Не получилось: на защиту Православия стал князь Константин Острожский, вокруг которого объединились все антиуниатские силы страны.

Кн. Константин Острожский

Константин (в крещении - Василий) Константинович Острожский (1526-1608) принадлежал к древнему и славному роду волынских князей, из которого вышли знаменитые полководцы, государственные деятели и даже святые Православной Церкви... Магнат, владелец 24 городов, более ста сел и деревень, он был поборником Православия.  Князь основал 600 церквей и 20 монастырей. В 1576 году на его средства была также учреждена Острожская академия, из стен которой вышли известные церковные и общественные деятели. Князь Константин подготовил первое на славянском языке полное издание Библии (Острожскую Библию), которая использовалась в православных церквях и монастырях почти четыре столетия. Вел строгий, богоугодный образ жизни, в Великий пост одевался в бедную одежду и уединялся в монастыре, где дни и ночи проводил в раздумьях и молитве».

Словно подхватывая мысль архипастыря, наша помощница по освоению «острожских древностей» Ярослава, ведя нас по средневековым лестницам и залам замка, продолжает рассказ о своем выдающемся земляке. В основанной кн. Константином греко-славяно-латинской академии (Острожской школе), говорит она, учились способные и неравнодушные к наукам и православной вере юноши из родовитых и более простых семей. Например, - будущий гетман Петр Сагайдачный. Или автор первой подробной грамматики церковно-славянского языка Мелетий Смотрицкий...

Князь имел тесные связи с Восточными Патриархами и пользовался их помощью для блага Острожской школы. Так, Патриарх Александрийский Мелетий, узнав о тяжелом положении Православия в западной России, направил в Острог архимандрита Кирилла Лукариса - известного православного богослова, впоследствии Патриарха Александрийского, а затем Константинопольского (1621-1638).

Князь-меценат Константин принял бежавшего в те годы из Москвы первопечатника Ивана Федорова (как говорил сам беглец: «Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли» и которые его «...от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые»). Здесь, в Остроге, по  благословению дубенского игумена Иова, Иван Федоров набрал и сверстал знаменитую Острожскую Библию (1581 г.).

Православный князь Константин Острожский был женат на католичке Софии, очень любившей мужа и сочувствовавшей всем его делам и начинаниям. Она умерла в 36 лет при рождении последнего (из их пятерых детей) сына - Александра, который стал единственным православным среди их детей-католиков. Судьба его трагична: он был отравлен иезуитами в 1603 году.

Старый князь был потрясен смертью сына и целый год пролежал в параличе, не намного пережив его.    

Можно без преувеличения сказать, что вся жизнь кн. Константина и его подвиг стояния за Православие стали примером для последующих поколений русичей. Недаром помнят его и наши современники на территории исторической Святой Руси. А 2008 год - год 400-летия со дня его кончины - в Польше и Белоруссии был объявлен годом Константина Острожского.

Сколько было на Украинской земле магнатов и знатных людей, но только одним князьям Острожским народ дал прозвище - «князья Божией милостью»!

Мы любуемся украшением древнего города - каменным замком, или так называемой Каменной башней, которую заложил еще в 1366-68 гг. один из родоначальников династии князей Острожских - Даниил. Бродим по комнатам с восстановленным интерьером XIV века.

После смерти князя Константина Острожского, то есть с нач. XVII века, замок  постепенно ветшал. Только в 1916 году он был возвращен к жизни трудами и попечением новообразованного религиозно-просветительского братства имени князей Острожских. С тех пор в замке - краеведческий музей.

Его сотрудники с загадочной улыбкой рассказывают,  что в вечерние часы, если задержаться здесь подольше, средневековый замок «оживает»: то начинают поскрипывать половицы лестниц; то вдруг при неосторожном слове о князьях Острожских сама собой упадет со стола книга, то - почудится запах старинных женских духов...

Рассматриваем макет Острожского замка с посадом... - планировку города-крепости (XVII в.); вещи князей Острожских, их оружие, старинные иконы, портреты... Один из женских портретов особо привлек наше внимание. А кто же прообраз?

«Черная княгиня» Гальшка Острожская

Это Гальшка, с легкой грустью улыбается Ярослава, - дочь князя Ильи Константиновича Острожского и Беаты Костелецкой, представительницы известного польского придворного рода, дочери королевской фаворитки. (Напомним, что со второй половины XIV в. Волынь входила в состав Великого княжества Литовского, а с 1569 г. - в состав Речи Посполитой. Князья Острожские никогда не выступали против польской «короны», но всегда добивались культурно-религиозной автономии. - Примечание авт.).

Девочка родилась в 1539 году в день святой Елизаветы и была названа в  ее честь (по-домашнему - Гальшка). Лишившись отца еще до рождения, она стала наследницей многочисленных поселений, замков и имений рода Острожских - этих «некоронованных властителей Волыни». Богатство и роковая красота юной наследницы стали причиной ее трагической судьбы. Выданная замуж в 13 лет, в 14 - она уже стала вдовой. Несколько раз похищенная, три раза венчанная, на 14 лет была заточена нелюбимым мужем в средневековом замке (став прототипом народной легенды о «черной княгине»). И только в очередной раз овдовев, уже 33-летняя, смогла вернуться в город Дубно, в родовое имение отца.

Ходили слухи о ее психическом нездоровье. Однако, по имеющимся документальным свидетельствам, замечает Ярослава, княгиня Гальшка принимала непосредственное участие в хозяйственных делах, выступала перед свидетелями в суде. Вполне осознанно составила завещание, согласно которому, кроме раздела имущества между ее семьей и слугами, Гальшка выделяла огромную по тогдашним временам сумму («шість тисяч грошей лічби литовської») на учреждение и материальную поддержку госпиталя и Острожской академии, став, по словам Ярославы, фундатором этого первого высшего учебного заведения на территории Восточной Европы. На момент кончины многострадальной княгини  (дек. 1582 г.) ей исполнилось всего лишь 43 года.

 

Под сводами Богоявленского собора

Старый Богоявленский собор в Остроге

Богоявленский собор сегодня

Средневековье и современность Острога... Они встретились лицом к лицу на этом высоком холме как представители разных поколений одной большой и сложной семьи. Еще в XV веке, рассказывает Ярослава, князь Василий Феодорович (сын святого князя Феодора Острожского) выстроил на Замковой горе Богоявленский собор - первый каменный храм в городе. Он стал не только кафедральным собором, но и родовой усыпальницей князей Острожских, которых хоронили здесь в криптах.

Судьба собора трагична, а историю его захоронений можно и вовсе описать в жанре «триллера». В 1636 году, рассказывают нам, собор, дотоле хранивший заветы православных отцов, был закрыт княгиней Анной-Алоизой Ходкевич (урожд. Острожская). Дочь православного князя, она была ярой католичкой. Острожский летописец писал, что накануне Пасхи, в Великую Пятницу, после службы уже глубокой ночью княгиня Анна вместе с иезуитами силой заставила священника собора открыть храм. Они спустились в крипту, достали гроб, в котором лежало тело ее отца Александра (отравленного иезуитами за 33 года до этого события) и решили «перекрестить» его из православного в католики. Для этого они перенесли тело князя в костел, что неподалеку, и при свете единственной свечи попытались осуществить задуманное. На вопросы о смене веры за покойного князя отвечал один из иезуитов, спрятавшийся за гробом...

Острожские горожане были возмущены этим святотатством.

Когда наступила Пасха, торжественный Крестный ход отправился от Богоявленского собора к храму Воскресения Христова, что за рекой. Так уж совпало, что на мосту православные повстречались с каретой княгини Анны. Один из сопровождавших ее гайдуков потребовал пропустить карету княгини. Участники Крестного хода отказались, заявив, что их «дело нужнее, более важное...». Гайдуки начали бить православных и ломать хоругви. Завязалась драка. Много тогда было убитых и раненых. Подвалы замка заполнились православными пленниками. Многие подверглись жестоким средневековым пыткам и мукам.

Это восстание послужило поводом для закрытия княгиней Анной Богоявленского собора, который простоял опечатанным почти 250 лет. Княгиня-католичка закрыла и другие православные храмы, выслав их священников за пределы уезда и насильно введя унию. И хотя все храмы были отданы униатам, население продолжало оставаться православным, крепко сохраняя традиции своей веры.

Только в 1876 году практически разрушенный Богоявленский собор (сохранилась лишь северная стена с надписями на латинском, греческом, церковно-славянском и армянском языках...) начали восстанавливать, но уже - в неоклассических формах.

В криптах были собраны выпавшие из истлевших гробов княжеские кости и захоронены рядом с храмом. Теперь место захоронения осенено массивным каменным крестом. 

После очередного закрытия Богоявленского собора  в «хрущевскую оттепель»,  в 1961 году,  он вновь был отдан прихожанам лишь через 30 лет.

Икона «Положение во гроб» в Богоявленском соборе, г. Острог

В этот день нам посчастливилось увидеть одну из самых больших святынь храма - мироточивую чудотворную икону «Положение во гроб», написанную художницей Лидией Ивановной Спасской (+2000). Ею же создано и другое живописное полотно: «Восстание острожских мещан против княгини Анны-Алоизы Ходкевич 1636 года», о котором было рассказано выше. По словам Ярославы, лично знавшей эту «чрезвычайно одаренную и набожную женщину», Лидия Ивановна, начиная с 50-х гг. истекшего века, расписала более 60 церквей. «Немалые преследования и мучения претерпела она от советской власти.  Однажды даже упала с лесов, с высоты 20 метров, но встала - живая и невредимая: и синяка на ней не было».

Приходской Свято-Троицкий храм с. Дермань, Ровенской обл. Роспись купола выполнена Л.И. Спасской.Этой талантливой украинской художнице-подвижнице довелось потрудиться и в храмах Русского Севера над росписью церквей в Архангельске, Мурманске, Великом Устюге... Туда она приезжала по приглашению о. Сергия Кульчицкого, переведенного священствовать с Украины на Север России.  

 

 

В Межиричском Свято-Троицком монастыре

Заложив несколько крутых виражей на извилистых улочках Острога и едва успев выехать из города, наш шофер Василий жмет на тормоза: село Межирич, Межиричский Свято-Троицкий мужской монастырь!

Этот монастырь, начала свой рассказ Ярослава, - «жемчужина украинской архитектуры». Он также связан с судьбами князей Острожских. И эта его церковь, показывает Ярослава на главный монастырский храм,  похожа на острожский Богоявленский собор, как «младшая сестра».

«Тот наш собор строил князь Василий Федорович, а эту церковь - его сын Иван Васильевич». В ней объединены традиции и древнерусской архитектуры (крестово-купольный храм), и элементы готической архитектуры (стрельчатые окна, розетки и когда-то находившиеся здесь витражи). Храм строился уже тогда как храм монастырский. И возле него, как предполагают архитекторы, были расположены деревянные корпуса, в которых проживали братия.

Новый этап истории Межиричского монастыря относится к началу XVII века. В 1603 году князь Василий Константин произвел раздел своих владений между двумя своими сыновьями: католиком Яном, старшим братом, и православным Александром, - младшим. Разница в их возрасте была - 16 лет.

Между братьями постоянно возникали недоразумения и конфликты. И отец, решив помирить сыновей, разделил все свои богатства между ними, взяв с них обещание, что они не будут преследовать на своих землях иноверцев. Так был поделен пополам город Острог и острожские земли. Межирич достался Янушу.

Интересную историю рассказала нам Ярослава. Когда княжичу было 14 лет, отец послал его (в крещении - Ивана) в Вену, где он воспитывался при дворе Австрийского императора Максимилиана. Ранее православный, он испытал такое воздействие со стороны иезуитов, что принял католицизм, став Янушем. Позже князь жалел об этом и писал в своих воспоминаниях, что если бы тогда рядом с ним был православный священник-наставник, то он бы никогда не променял православную веру и никогда бы не стал католиком.

Князь Василий Константин на него очень разгневался. Когда сын вернулся из Вены, он поднял над его головой меч. Тогда Януш упал перед ним на колени и воскликнул: «Отец! Если ты хочешь меня убить, то возьми мой меч и не оскверняй свой благородный меч!». Тогда гнев родителя приостыл. Он смирился с тем, что сын - католик. Раздел  имущества между сыновьями произошел весной 1603 года, а 2 декабря того же года князь Александр был отравлен.

После гибели младшего сына Василий Константин, как мы уже рассказывали, так глубоко скорбел, что его разбил паралич. Януш очень сочувствовал отцу и ездил вместо прикованного к одру болезни старого князя на все сеймы в Варшаву, Краков, где надо было отстаивать права православных. Он был в прекрасных отношениях с королем и очень много сделал для православных верующих. Будучи католиком, подчеркивает наш гид, Януш всегда оставался верным своему слову, данному когда-то родителю.

После смерти отца,  он всячески поддерживал Академию, не передал ни одной церкви католикам-униатам и не разрешал им селиться на принадлежавших ему землях. Единственным исключением стал Межиричский монастырь.

Молодой князь любил этот монастырь и часто бывал здесь. Возвел новые корпуса, кельи, стены, башни, земляные валы... Долгое время  Януш не мог решить, какому ордену отдать этот монастырь. Однажды он позвал сюда представителей разных орденов: доминиканцев, капуцинов, францисканцев... Отслужили молебен, наступила ночь. «Князь сидел вот тут на лавочке, - показывает Ярослава на то место, где мы стоим, - и оглядывал монастырские стены. Все  окна были темные, все спали. И только в последней келье горел огонек. Тогда он поднялся вот  по этим  ступенечкам, открыл дверь и увидел двух монахов-францисканцев, молившихся перед Распятием. Януш упал на колени вместе с ними и сказал: «Воля Божия мне дана, если все остальные спят, а они молятся, - монастырь их». Так монастырь стал францисканским. Сюда же князь передал и родовую икону князей Острожских».

Межиричский Свято-Троицкий мужской монастырь

Святой образ Богоматери «Жизнеподательница», написанный в XIV столетии, продолжает рассказчица, - древняя икона византийского происхождения. Из Византии сюда ее привез один из князей Острожских как подарок и благословение Вселенского Патриарха за верность и охрану святого Православия. С тех пор «Жизнеподательница» стала родовой иконой князей Острожских. По преданию, этот образ всегда сопровождал их в военных походах. После чудесного спасения Пресвятой Богородицей от татар города Слуцка (теперь Минская область), Межиричский образ Богоматери почитается верующими людьми как чудотворный.

Икона передавалась из поколения в поколение, от отца к сыну. Однако единственный наследник князя Януша - сын Владимир умер еще в младенчестве, и передавать родовую икону стало некому. Монахи- католики, в чьих руках она тогда оказалась, очень любили и почитали этот образ,  вели книгу, где записывали все связанные с ним чудеса (эта рукописная книга до сих пор хранится в монастырской библиотеке). С чудотворным образом связано много исцелений, особенно болезней глаз, ног и онкологических заболеваний.

В конце XVIII века чудотворная икона «Жизнеподательница» была коронована Римским Папой Бенедиктом XIV. Произошло это после изучения специальной комиссией всех записанных чудес. Тогда-то и было решено возложить на главы Богородицы и Христа короны, изготовленные в Риме из золота и драгоценных металлов. В дни этого праздника, рассказывает Ярослава, «со всех околиц сюда стекались крестные ходы, и даже палили пушки в честь Богородицы. В ознаменование того события был поставлен и коронационный столб.  Его и сегодня можно увидеть по дороге на Почаев.

Монастырь принадлежал францисканцам до 1864 года. Затем его передали православным. А еще два года спустя - Императрица Мария Федоровна (супруга Императора Александра III и мать Святого Царственного Страстотерпца Николая II. - Авт.)  подарила иконе серебряный оклад, украшенный 12 изумрудами.

Но в те времена монастырь действовал как приходская церковь. Статус же православного монастыря он получил лишь в 1991 году, восстав буквально из руин. Сегодня сей благословенный уголок уединенной молитвы утопает в зелени, цветах и ароматах роз.

 

Икона «Жизнеподательница» в Троицком храме

В полумраке и тишине Троицкого храма подходим к чудотворному Межиричскому образу Богородицы. Читаем тропарь:

Пресвятая владычице Богородице, в Благодатной иконе Твоей Жизнеподательницей нареченная. Единородному Сыну Твоему Иисусу Христу плоть взаимодавшая. Князей Острожских и землю Волынскую в Православии укрепившая. Душевные и телесные недуги притекающих к Тебе исцеляющая, немощи наша уврачуй. Обитель Межиричскую утверди, и благочестие в земле нашей, до скончания века сохрани.

---

По внутренней аллее, увитой виноградными лозами и украшенной цветами,  выходим из монастырских стен. Нас ждет Почаев, а в нем -   встреча с одной из наиболее почитаемых святынь Русской Православной Церкви - Свято-Успенской Почаевской Лаврой, о красоте и чудесах которой ходит немало легенд.

Этот древний монастырь отмечен особым присутствием Матери Божией и Благодати Господней: здесь Пресвятая Дева оставила на скале отпечаток  Своей стопы. Здесь же хранится и чудотворная  икона Божией Матери «Почаевская». В тиши пещерного храма почивает в святых мощах основатель этой Богом хранимой обители - преподобный  духоносный старец Иов Почаевский.

Святые и праведники земли Украинской, молите Бога о нас !

 

(продолжение следует)    

Николай и Наталья Минины  

Фотогалерея

 


 
« Пред.   След. »
День памяти
29 декабря (16 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадал:  сщмч. Аркадий (Остальский), еп.                                                                          и иже с ним расстреляно ...Подробнее...

25 декабря (12 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне было расстреляно 119 человек. Вечная им память! Подробнее...

22 декабря (9 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадали:  сщмч. Василий (Ягодин), прот.; сщмч. Александр (Буравцев), свящ.                                  ; протоиерей Симеон (Зверев); священник Сергий ...Подробнее...

Популярные статьи
  • Спецобъект "Бутовский полигон" (история, документы, воспоминания)
    Предпросмотр | Подробнее...

    Деревня Бутово, давшая название и железнодорожной станции, и дачному поселку, возникшему во второй половине XIX-го века около нее, стояла на восемнадцатой версте старого Варшавского тракта. То же название дано было впоследствии и поселку “Бутовский полигон”, расположенному километрах в двух от деревни.

  • ДМИТЛАГ (Из истории строительства канала Москва-Волга)
    Предпросмотр | Подробнее...

    Во втором выпуске Книги Памяти "Бутовский полигон" помещены списки с именами заключенных Дмитлага, которые были расстреляны в Бутово. Здесь лишь небольшая часть имен из просмотренных восьми тысяч дел.

    Дмитлаг, крупнейшее лагобъединение ОГПУ-НКВД СССР, существовал с 1932 по 1938 год и располагался на территории Московской области и отчасти даже в самой Москве. Порожденный советской карательной системой, Дмитлаг был создан для использования труда заключенных на строительстве канала Москва-Волга.

  • Художники и Бутовский полигон
    Предпросмотр | Подробнее...

     В числе казненных на Бутовском полигоне оказалось много художников — около ста. Известные живописцы, скульпторы, графики и скромные оформители витрин, шрифтовики, текстильщики; люди в расцвете сил и таланта, и художники, чье дарование только обещало развернуться в дальнейшем. Нет нужды искать логики или хоть какого-то смысла в выборе жертв. В числе погибших — художники на любой вкус: есть авангардисты, есть соцреалисты. Один расстрелян потому, что он латыш, другой — потому что поляк или немец, итальянец или австриец, третий — потому что был “неподходящего” происхождения, четвертый — потому что ходил в церковь и т. д., и т. п.

  • Бутовский полигон
    Предпросмотр | Подробнее...

    На духовном небосводе России в минувшем 20 веке появилось множество звезд и даже созвездий. Одно из них просияло над Бутовым.

    Бутово… У большинства москвичей это слово ассоциируется с огромным новым жилым районом, вынесенным за пределы московской кольцевой автодороги.

  • Священнослужители и миряне, пострадавшие в Бутово
    Предпросмотр | Подробнее...

    фотография, сделанная в Таганской тюрьме перед расстрелом Незадолго до своего последнего ареста св. митрополит Серафим (Чичагов) говорил: "Православная Церковь сейчас переживает время испытаний... Сейчас многие страдают за веру, но это - золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианст­ва".

    В России, как нигде в XX веке, проявилось противостояние Добра и Зла.