Бутовский полигон
Святые новомученики
ГУЛАГ
Судьба человека
Храм
Расписание богослужений
Мемориальный центр "Бутово"
Буклет
Архив документов
Списки пострадавших
Карта сайта

????? ????????? ?????????????

???? ????????????? ? ???????????? ?????????? ? ??????. ????? ???????? ????.

Rambler's Top100

Крестный ход бутовских прихожан в Дивеево (часть 3. Окончание) Печать E-mail
15.04.2012 г.
По святым дивеевским местам

С Малым Бутовским крестом по святым местам Дивеева

В ранний рассветный час благочестивые паломники и местные прихожане, влекомые звуками благовеста, со всех сторон притекали к Свято-Троицкому собору Серафимо-Дивеевского монастыря. И в это Великопостное воскресение не нарушился заповеданный прп. старцем Серафимом молитвенный порядок в обители: неопустительно по воскресным дням перед Божественной литургией служить Параклис Божией Матери, «весь нараспев, по нотам, оба канона попеременно, как в Саровской пустыни» И тогда, учил святой отец Серафим, «никакие беды обитель не постигнут...».

 

В тиши пробуждающегося храма у раки со святыми мощами прп. Серафима Саровского, основателя и небесного покровителя Дивеевской женской обители, звучат слова молебна и акафиста, составленного в честь этого глубоко почитаемого в русском народе святого. Мы молитвенно беседуем со святым отцом, возносим ему хвалу и испрашиваем его благословения на праведную жизнь. А по окончании молебна, здесь же, под золоченой сенью, покоящейся на четырех малахитовых колоннах, - прикладываемся к великой святыне - раке со святыми мощами дивного старца.

Рака со св. мощами прп. Серафима Саровского

Велик в своем подвиге смирения был преподобный. И в назидание всем нам, многогрешным,  под иконой с молящимся на камне св. Серафимом золотыми буквами на черном фоне фриза выведена слезная молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Но вот молитвенный центр перемещается к чудотворному списку с иконы Божией Матери «Умиление», что справа от иконостаса. «Всех Радостей Радость» называл ее святой Серафим. Пред ней сестрами обители и поется-читается Параклис - особый канон Пресвятой Богородице, наша мольба Всемилостивой в случаях глубокой душевной скорби. Многими грехами обремененные, мы слезно взываем к Матери Божией о помощи и спасении: «Воззри благосклонно, Всехвальная Богородица, на тяжкое тела моего страдание и исцели души моей скорбь...». Молим: «...Успокой страстей моих волнение, Кормчего - Господа родившая, и бурю моих согрешений, Божия Невеста.

Милосердия Твоего подай бездну мне, о помощи взывающему, Милосердного Родившая и Спасителя всех, воспевающих Тебя».

 

 

Божественная литургия

В этот день Божественная литургия служилась по чину Василия Великого. Старшему священнику Серафимо-Дивеевского монастыря, благочинному Саровского округа протоиерею Андрею Торопову сослужил и наш батюшка Артемий. Царские врата до пения «Херувимской песни» были отверсты: такого права был удостоен о. Андрей Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Только десять раз в году совершаются литургии по этому чину. В IV веке святитель Василий Великий (ок. 330-379), архиепископ Кесарии Каппадокийской (один из трех Вселенских учителей и святителей, наряду со св. Иоанном Златоустом и св. Григорием Богословом), «снисходя к немощи» своих современников, составил более краткий, нежели древний, чин литургии. Шесть дней молился и постился св. Василий, прося благословения Господнего на это святое дело. Молитва его была услышана. «Он встал перед престолом и в пламенных песнопениях воспел литургию, чин которой потом и записал», - говорил в одной из своих проповедей дивеевским сестрам сщмч. Серафим (Звездинский), живший в 1926-27 гг. в Дивеевском монастыре.

Утвержденный Шестым Вселенским Собором (одновременно с более кратким чином литургии святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (ок. 347-407), он сих пор является наиболее полным и богатым по богословскому содержанию чином литургии.

Сщмч. Серафим (Звездинский)

Как всегда Троицкий храм был полон народу. Молящиеся искренне и глубоко переживали всю земную жизнь Спасителя: «от Вифлиема, куда

Пречистая Дева пришла для переписи и где родился Господь, и до Иордана, от Иордана до Гефсимании, от Гефсимании до Голгофы, от Голгофы до Воскресения, от Воскресения до Елеонской горы». Дивна и величественна Божественная литургия, с самого начала возносящая наш дух к миру горнему!

Вместе с ангелами небесными, возвестившими людям радостную весть о Рождестве Христовом, в великом славословии ликует и наша душа: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Но нелегко нам, грешным, нерассеянно стоять на молитве. Еще труднее оставаться на всем ее протяжении вдохновенными и активными соучастниками этого великого «общего дела». Здесь возносятся пламенные молитвы и песнопения к Богу и приносится Ему таинственная бескровная жертва Тела и Крови Христовых за спасение всех людей - живых и умерших. Не «в суд и в осуждение», но для очищения и укрепления, жаждет наша немощная душа Святого Причастия, ибо в нем нас ожидает величайшее чудо - общение со Христом.

Святые отцы Церкви благоговели перед Божественной литургией. Св. Иоанн Златоуст отзывался о ней как о великом чудном даре. Даже «ангелы Божии, если только можно это выразить на нашем человеческом языке, завидуют нам, людям, которым даровано счастье вкушать Божественное Тело, Кровь; они мириадами слетаются там, где приносится Божественная Жертва, с трепетом предстоят пред святым престолом, закрывая лица и в славословии прославляя великую тайну, совершающуюся здесь», - говорил в своей дивеевской проповеди сщмч. Серафим (Звездинский), напоминая слова святителя.

Слава Богу, что и мы, недостойные и грешные, в это Великопостное воскресение смогли стать участниками дивной Божественной литургии в Дивеевском монастыре и вместе с другими православными верующими приобщиться Святых и Животворящих Христовых Тайн.

В конце Божественной литургии в своей проповеди священник обратился к душеполезному наследию святителя-исповедника Луки (Войно-Ясенецкого; 1877-1961), архиепископа Симферопольского и Крымского, канонизированного в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в авг. 2000 года (память - 11 июня).

Этот великий святой, выдающийся хирург, ученый и духовный писатель, пронеся через всю свою земную жизнь тяжкий крест многолетних гонений, тюрем, лагерей, ссылок и пыток, всецело посвятил себя Богу и страждущим людям. Святоносные труды и проповеди святителя Луки и сегодня помогают нам обрести веру, почувствовать радость о Христе, укрепиться на пути ко спасению.

Мы слушаем слова проповеди, произнесенной святителем перед молящимися в июле 1945 года - «Будем всей душой тянуться к свету Христову» (Слово на Евангелие от Матфея, гл. 6, стихи 22-23, - «Светильник для тела есть око (Мат. 6:22)». Она и теперь вразумляет, укрепляет и вдохновляет нас, особенно в дни Великого поста.

Многое удалось сделать нынешней науке в области постижения тайн законов природы, говорит проповедник. Но не все ей посильно, ибо научный ум способен принять только то, что может объяснить и доказать опытным или теоретическим путем. Только Творец в состоянии просветить нас светом Истины. Лишь Он наделяет нас истинными духовными знаниями.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

- ...Через глаза познаем мы свет, - замечает святитель Лука, - это все знают и понимают. Наукой точно изучено все, что происходит в глазах и в мозгу, когда на глаз действует свет. Но наука совсем не может объяснить, что означает сказанное далее: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мат. 6:22-23). Мы же не видим, что наши тела излучают свет. А Иисус Христос говорит, что все тело наше может быть светлым,- этого наука не понимает. Бог открывает нам тайну бытия, ведомую Ему одному, Творцу мира. И нам надлежит вникнуть в смысл этих удивительных слов Господа.

<...>Все живое тянется к солнцу. Вы знаете, как светло и радостно чувствуем мы себя в ясный, солнечный день. Какая благость, бодрость, энергия, какое радостное настроение овладевают нами! Все наше тело как будто светится от энергии света. Это то, о чем говорит Иисус Христос, но сущность чего мы не понимаем. О свете обычном, солнечном, Господь сказал нам для того, чтобы показать разницу между этим светом и светом духовным,- тем светом, которым сияют не только души, но и тела святых. Таким духовным светом сияло лицо великого пророка Моисея, когда сходил он с горы Синайской, держа скрижали с заповедями, начертанными на них перстом Божиим.

Это тот свет, который по Божию произволению показал преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский горячо любимому своему другу, помещику Мотовилову. Беседуя с ним, батюшка Серафим вдруг сказал: Посмотри на меня. Мотовилов устрашился, увидев как лицо его засияло Божественным светом. Смотри, никому не говори об этом, тебе одному я показал ,- предупредил преподобный.

Светом души, светом чистого ума пронизано все существо добрых людей. Для многих слепых их тяжкое несчастье оказывается великим благодеянием Божиим, ибо они, ничем не развлекаемые, ничего суетного не видящие, глубоко сосредоточенные, смотрят в свое собственное сердце, отмечают каждое его движение, и такое наблюдение дает им свет духовный. Святые всегда были погружены в созерцание своего сердца, и великим Духовным светом сияло все их существо.

Сумеречный свет присущ душам людей, всецело преданных заботам и страстям века сего, мирской суете. Они живут в духовном полумраке. Нет света истины и любви в душах их. И только изредка, когда Господь посетит их милостью Своей, послав им несчастье и страдание, чтобы остановить их на суетном пути, заставить задуматься и оценить свою жизнь,- тогда свет их душ на время ярко вспыхивает.

Есть люди, совсем лишенные духовного света. Их сердца всегда исполнены вечного мрака. Это все ожесточенные, пребывающие в гордыне враги Божии, восставшие против Христа. Многие из них думают, будто несут свет, поскольку имеют хорошее образование. Но они глубоко ошибаются: все тело и все их помыслы, которые они считают глубокими, темны и лишены истины, ибо истина только в Боге, сказавшем: «Я есмь путь и истина и жизнь...» (Иоан. 14:6). Кто отвергается Его, тот отвергается самой жизни.

Об этих несчастных и говорит Господь: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мат. 6:23). Если ты сам темен, тебя окружает великая духовная тьма, и ты все видишь в темноте, ибо не носишь духовного света в сердце и в уме. Таковы были книжники и фарисеи, и, обличая их после исцеления слепорожденного, Иисус сказал им: «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.» (Иоан. 9:41). Эти слова Иисуса Христа владыка Лука объясняет следующим образом: если бы вы были поистине слепы, то это еще не было бы бедой; но так как вы считаете себя зрячими, то горе вам, ибо не понимаете, что пребываете во тьме кромешной, и называете себя учителями народа, и беретесь учить людей.

Будем же всей душой тянуться к свету Христову, призывает святитель-исповедник, чтобы не объяла нас вечная тьма. Аминь.

 

«На муромской дороге стояли три сосны...»

Прощаемся со святою обителью и - снова в путь. Дорога к дому оказалась куда как легче. Автобус движется почти без преград. И вот уже где-то на горизонте за Окою открылся нашим взорам древний Муром! Его очертания проступают все явственнее в дымке уходящего дня, облекаясь в ореол смутных поверий и тайн.

Сегодня здесь не осталось ни «заповедных и дремучих страшных муромских лесов», ни болот, ни кикимор... Лишь дачи, поселки, да чахлые перелески. Но и в них, поговаривают знатоки, нынешние грибники и романтики умудряются еще «в трех соснах блудить». Ну, да то дела мирские.

По дороге ненадолго останавливаемся у ворот муромского Свято-Троицкого женского монастыря (XVII в.): здесь покоятся святые мощи Петра и Февронии, чей брак считается идеалом христианского брака.

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид), и святая благоверная княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния) - Муромские чудотворцы.

Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря, г. Муром

Второй сын Муромского князя Юрия Владимировича, за несколько лет до вступления на Муромский престол (1203 г.) князь Петр заболел неизлечимой проказой. В сонном видении ему было открыто, что исцелить его может дочь пчеловода - благочестивая дева Феврония, рязанская крестьянка. Святой Петр послал за девушкой своих людей.

Благочестивая, мудрая и добрая Феврония так пришлась по сердцу князю, что он дал обет жениться на ней после своего исцеления, что и исполнилось.

Немало встретили любящие супруги преград на пути своего семейного счастья, но с честью пронесли свою любовь через все испытания, прославившись как благочестивые, милосердные и мудрые правители города Мурома.  Скончались свв. Петр и Феврония в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед кончиной монашеский постриг. И ныне их св. мощи возлежат в одном гробе. К святым благоверным князьям Петру и Февронии православные люди обращаются за молитвенной поддержкой и благословением при вступлении в брак.

Через дорогу от Свято-Троицкой обители - Свято-Благовещенский мужской монастырь (XVI в.), основанный по повелению царя Иоанна Грозного. Об этом нам напомнила небольшая корона над крестом центрального купола Благовещенского собора. Некогда разрушенный поляками, этот собор был восстановлен позже в измененном виде. Он предстал перед нашими взорами легким, нарядным, с кокошниками и каменным узорочьем. От его шестиярусного иконостаса (XVIII в.) в стиле барокко, украшенного резьбой с растительным орнаментом, на нас повеяло намоленностью и стариной. Молитвенное настроение создают его древние иконы «Благовещение» и «Святая Троица» (XVI-XVII вв.), «Муромские святые на фоне панорамы города» (XVIII в.)...

Благовещенский собор, г. Муром

Особо почитаемыми святынями монастыря считаются св. мощи равноапостольного князя Константина с чадами Михаилом и Федором - крестители Мурома. Мы прикладываемся к их святым мощам. Поем им величание.

В богоборческие времена, рассказал нам Игорь Владимирович Гарькавый, монастырь был закрыт. Однако Благовещенский собор, единственный в городе, продолжал действовать. В 1945-46 годах, напомнил Игорь, в нем служил иеромонах Пимен (Извеков) - будущий Патриарх Московский и всея Руси.

---

День отгорел, и наш Крестный ход по святым Дивеевским местам приблизился к завершению. Но, несмотря на столь поздний час, все мы оставались бодры душою. И уже на запруженной Московской кольцевой автодороге бутовские прихожанки тихонько и красиво запели, выводя с любовью и благоговением: «Богородице Дево, радуйся...», пройдя весь Богородичный круг (как то делается на Святой Канавке по заповеди преподобного о. Серафима). Мы же тихонько вторили им, стараясь получше запечатлеть недавние события-воспоминания о святых днях в Дивееве в своей духовной памяти.

Скоро закончатся Великопостные дни. И весь православный мир возликует, приветствуя самый радостный миг в жизни христианина:

- Христос воскресе! - воспоют на небесах светлые Ангелы.

- Воистину воскресе! - отзовутся миллионы наших сердец.   

 

Николай и Наталья Минины

Песня Жанны Бичевской о Дивееве


 
« Пред.   След. »
День памяти
29 декабря (16 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадал:  сщмч. Аркадий (Остальский), еп.                                                                          и иже с ним расстреляно ...Подробнее...

25 декабря (12 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне было расстреляно 119 человек. Вечная им память! Подробнее...

22 декабря (9 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадали:  сщмч. Василий (Ягодин), прот.; сщмч. Александр (Буравцев), свящ.                                  ; протоиерей Симеон (Зверев); священник Сергий ...Подробнее...

Популярные статьи
  • Спецобъект "Бутовский полигон" (история, документы, воспоминания)
    Предпросмотр | Подробнее...

    Деревня Бутово, давшая название и железнодорожной станции, и дачному поселку, возникшему во второй половине XIX-го века около нее, стояла на восемнадцатой версте старого Варшавского тракта. То же название дано было впоследствии и поселку “Бутовский полигон”, расположенному километрах в двух от деревни.

  • ДМИТЛАГ (Из истории строительства канала Москва-Волга)
    Предпросмотр | Подробнее...

    Во втором выпуске Книги Памяти "Бутовский полигон" помещены списки с именами заключенных Дмитлага, которые были расстреляны в Бутово. Здесь лишь небольшая часть имен из просмотренных восьми тысяч дел.

    Дмитлаг, крупнейшее лагобъединение ОГПУ-НКВД СССР, существовал с 1932 по 1938 год и располагался на территории Московской области и отчасти даже в самой Москве. Порожденный советской карательной системой, Дмитлаг был создан для использования труда заключенных на строительстве канала Москва-Волга.

  • Художники и Бутовский полигон
    Предпросмотр | Подробнее...

     В числе казненных на Бутовском полигоне оказалось много художников — около ста. Известные живописцы, скульпторы, графики и скромные оформители витрин, шрифтовики, текстильщики; люди в расцвете сил и таланта, и художники, чье дарование только обещало развернуться в дальнейшем. Нет нужды искать логики или хоть какого-то смысла в выборе жертв. В числе погибших — художники на любой вкус: есть авангардисты, есть соцреалисты. Один расстрелян потому, что он латыш, другой — потому что поляк или немец, итальянец или австриец, третий — потому что был “неподходящего” происхождения, четвертый — потому что ходил в церковь и т. д., и т. п.

  • Бутовский полигон
    Предпросмотр | Подробнее...

    На духовном небосводе России в минувшем 20 веке появилось множество звезд и даже созвездий. Одно из них просияло над Бутовым.

    Бутово… У большинства москвичей это слово ассоциируется с огромным новым жилым районом, вынесенным за пределы московской кольцевой автодороги.

  • Священнослужители и миряне, пострадавшие в Бутово
    Предпросмотр | Подробнее...

    фотография, сделанная в Таганской тюрьме перед расстрелом Незадолго до своего последнего ареста св. митрополит Серафим (Чичагов) говорил: "Православная Церковь сейчас переживает время испытаний... Сейчас многие страдают за веру, но это - золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианст­ва".

    В России, как нигде в XX веке, проявилось противостояние Добра и Зла.