Бутовский полигон
Святые новомученики
ГУЛАГ
Судьба человека
Храм
Расписание богослужений
Мемориальный центр "Бутово"
Буклет
Архив документов
Списки пострадавших
Карта сайта

????? ????????? ?????????????

???? ????????????? ? ???????????? ?????????? ? ??????. ????? ???????? ????.

Rambler's Top100

Крестный ход бутовских прихожан в Дивеево (часть 2) Печать E-mail
09.04.2012 г.

По святым дивеевским местам

Придел Новомучеников и Исповедников Российских в Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря

Многие яркие образцы истинного монашеского делания явила православному миру Дивеевская женская обитель, назначенная Самой Пресвятой Богородицей Своим последним, четвертым, уделом во вселенной.  В смертельную духовную брань вступила она с безбожной властью в истекшем ХХ веке. Но Богу было угодно, чтобы после долгих лет запустения и поругания святая обитель возродилась вновь в еще большей красе на гранитном основании исповедничества и мученичества своих подвижников.  

 

Сщмч. Серафим (Чичагов) и Серафимо-Дивеевский монастырь

Имея благословение и напутствие настоятеля храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерея Кирилла Каледы, мы побывали в местах, связанных с житием и деяниями владыки Серафима (Чичагова; +11 дек. 1937), возглавляющего сонм святых новомучеников, в Бутове пострадавших. И первое место, куда мы направили свои стопы - придел Казанского храма, освященный в честь сщмч. Серафима 20 июля 2008 года.

Теперь здесь, рассказали нам, в ночь с 10 на 11 декабря совершаются всенощное бдение и Божественная литургия. Перед литургией, как и положено в престольный праздник, служат водосвятный молебен.

Сестры обители хорошо знакомы с житием святителя-мученика, а слова из его проповеди «О современном мученичестве» и сегодня воспринимаются ими как наставление: «Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь - время усилий и трудов. Праведники терпят бедствия для их испытания, а грешники - в наказание за свои грехи. Тот, кто знает Священное Писание, как должно знать, не соблазняется ничем случающимся, все переносит мужественно, иное принимает верою и приписывает непостижимому Промыслу Божию, а для иного видит основания и находит примеры в Писании».

История отношений сщмч. Серафима с Дивеевской обителью началась давно, когда он, тогда отставной военный, Леонид Михайлович Чичагов, духовное чадо святого праведного Иоанна Кронштадтского, впервые побывал на богомолье в Дивееве с женой и старшей дочерью Верой.

Об одном из своих последующих приездов сюда будущий владыка вспоминал так: «Игумения приняла меня очень приветливо, много со мной беседовала и, между прочим, сказала, что в монастыре живут три лица, которые помнят преподобного. Особенно хорошо помнит его Паша [Саровская], пользовавшаяся любовью преподобного и бывшая с ним в постоянном общении. Меня проводили к домику, где жила Паша. Едва я вошел к ней, как Паша, лежавшая в постели (она была очень старая и больная), воскликнула: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления».

Увидев смущение о. Леонида (рукоположен в 1893 г.), Паша прибавила: «Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный».

А чуть позже его посетила мысль о написании «Летописи» Серафимо-Дивеевского монастыря, с которой в дальнейшем и будет ознакомлен Государь.

Игумения обители Мария (в миру - Елизавета Ушакова; +1904), оценив глубокую образованность и искреннюю любовь к преподобному Серафиму Саровскому (1754,1759-1833 гг.) отца Леонида Чичагова, поддержала это начинание, предоставив автору имеющиеся в монастырском архиве «Летописное сказание Серафимова Дивеева монастыря» (323 стр.), 21 тетрадь Н.А. Мотовилова и различные рукописные и печатные источники по истории обители. Все это было крайне важно, так как, по условиям того времени, он не смог бы пользоваться архивами Святейшего Синода, Тамбовской и Нижегородской духовных консисторий, поскольку на это требовалось особое дозволение Синода и епархиальных Преосвященных. А появление такого труда было просто необходимо.  

Заметим, что в то время широкое хождение имели книги отца Иоасафа (в миру - Иван Тихонович Толстошеев; +1884) о событиях в обители, написанные, по мнению многих современников, весьма предвзято, где автор отводил себе особую роль в жизни монастыря и святого преподобного Серафима. По рассказам же дивеевских сестер, посещавших в Сарове отца Серафима,  прозорливый старец не раз предупреждал и о «холодном сердце» саровского послушника Ивана Тихоновича, и о его будущих нападках на них, и о своем  стойком нежелании отдать своих «дивеевских сироток» в руки этого «возмутителя всему свету». Преподобный даже назвал тех из них, кто станет «Ивановыми сестрами».  

Так и случилось. Не лишенный художественного дара и обаяния послушник  Иван  Толстошеев (в монашестве Иоасаф, в схиме Серафим), уже после кончины святого старца, не без успеха попытался  убедить многих влиятельных людей, оказывающих благотворительную поддержку православным обителям, что именно он - «келейник и любимый ученик отца Серафима», и что именно ему отец Серафим поручил  попечение о «сиротах Дивеевских» (некоторые исследователи и сегодня разделяют эту точку зрения. - Авт.). При этом сами сестры Дивеевской общины утверждали иное. Так, по свидетельству матушки Параскевы Ивановны, навестившей старца Серафима незадолго до его кончины, он сказал ей в присутствии других сестер: «Я силами слабею, живите теперь одни, оставляю вас». А в последнюю встречу завещал: «Искал я вам матери (настоятельницы), искал... и не мог найти. После меня никто вам не заменит меня. Оставляю вас Господу и Пречистой Его Матери».  

К сожалению, в возникшую тогда «иоасафову смуту», оказались вовлечены не только сестры, но и многие другие люди, проживавшие далеко за пределами Дивеева. В одном из своих писем Святитель Филарет Московский (+1867) так описывал происходящее: «Иоасаф открылся самым нелепым человеком. В обществе сестер простых и скромных он постепенно собрал себе партию, главою которой теперь Гликерия, и произвел разделения и смуты...».

В результате потребовалось официальное дознание, которое и было проведено в 1861 году по указанию Святителя Филарета (Дроздова). Выводы обнародованы в Указе Святейшего Правительствующего Синода от 5 февраля 1862 года, где по поводу отца Иоасафа  сказано: «По вредному влиянию на Дивеевский монастырь бывшего Духовника Нижегородского Архиерейского дома, что ныне Игумен Павло-Обнорского монастыря, Иоасаф, воспретить сестрам Дивеевского монастыря всякое с ним сношение, возложить наблюдение за исполнением всего на настоятельницу Елизавету Ушакову».

Первое издание «Летописи» 1896 г

Труд же отца Серафима (Чичагова), который так горячо поддержала матушка-игумения Мария, известный как: «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (1-е изд. 1896 г., 2-е изд. 1903 г.) с «Житием прп. Серафима Саровского», с честью прошел испытание временем, до сих пор являясь самым ярким и полным историко-документальным свидетельством.

Молимся в тиши Казанского храма. Просим святых молитв прп. Серафима Саровского и сщмч. Серафима (Чичагова). Поем величание. Рассматриваем фреску на западной стене этого небольшого придела.  На ней изображено видение, бывшее (тогда уже архимандриту) Серафиму (Чичагову) в 1902 году по окончании подготовки переиздания «Летописи», о котором он многие годы спустя рассказал своему духовному сыну протоиерею Стефану Ляшевскому (1899-1986): «По окончании летописи я сидел в своей комнатке в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и материала о преподобном Серафиме. В этот момент в келию вошел преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение, - так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее».

 

Видение архимандриту Серафиму (Чичагову) в 1902 году в Дивееве С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца».

И вновь мы на монастырском дворе. Весеннее солнце, растворяясь в синеве небес и отражаясь от белоснежного наста, слепит глаза. Еще морозно, но воздух уже наполнен безудержным птичьим гомоном.   Скользим по утреннему гололеду... Но надо продвигаться вперед. За спиной остается Свято-Троицкий собор. Нарядный, ласковый, он, храня в себе великие святыни, словно пышное зеленое деревце,  радует глаз и греет душу.   

Собор Преображения Господня в эти часы закрыт. Его купола золотятся, сверкают... Украшенный изящным аркатурным поясом, храм внушителен и в то же время динамичен. Он чист и целомудрен в своем величии и ослепительной белизне, воздушен и легок.

Но судьба его тяжела. По монастырскому преданию, батюшка Серафим заповедал выстроить второй собор в конце Канавки на одной линии со Свято-Троицким. Однако небезызвестный нам о. Иоасаф (Толстошеев), распоряжавшийся тогда всем в Дивееве, построил на заповеданном месте Тихвинскую церковь. В начале века в ней служили зимой, но она была тесна и уже сильно обветшала. Когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, игумения Александра (Траковская; +1942), избранная после смерти игумении Марии в 1904 году, не пожелала разбирать действующую Тихвинскую церковь (впоследствии сгоревшую в 1928 г.), и собор заложили сбоку, напротив начала Канавки.

Молодая игумения не посоветовалась с блаженной Прасковьей Ивановной, как до нее это всегда делала матушка-игумения Мария. И когда уже шла закладка храма, блаженная пророчески произнесла: «Собор-то собор, а я усмотрела, черемуха по углам-то собора выросла, как бы не завалили».

Начатое летом 1907 года строительство было завершено лишь к 1916 году. Но уже после того, как собор был расписан «от пола до потолка» и был готов его иконостас, выяснилось, что в здании забыли устроить отопление. А вскоре грянул Октябрьский переворот... В советские времена, сказали нам, в здании храма был устроен сначала гараж, а затем - ...милицейский тир. И уже к моменту передачи монастыря православным верующим, на изрядно обветшавшей кровле собора действительно росли деревья.  

Преображенский собор в наши дни

Освящение главного престола Преображенского собора состоялось лишь спустя восемь десятков лет - 3 сентября 1998 года. Есть в его северном приделе на хорах и престол Новомучеников и Исповедников Российских, освященный 11 августа 2006 года.

Проходим к восточному углу Святой Канавки,  туда, где раньше находилось монастырское кладбище с деревянной Преображенской церковью и где некогда стояла часовня-усыпальница Чичаговых. После безвременной кончины жены Натальи Николаевны (+1895), отец Леонид, тогда еще белый священник, доставил тело почившей супруги в Дивеевский монастырь, где его погребли в северо-западном углу монастырского кладбища. Там и была поставлена часовня, а в ней - устроен склеп. У надгробия жены о. Леонид поместил икону с изображением кончины преподобного Серафима, а над местом, приготовленным для себя - икону с изображением преподобного, идущего с посохом.

Отец Леонид так объяснял это: «Она [жена] уже умерла, а я еще хожу». Согласно документу, полученному от Государя Императора Николая II, Л.М. Чичагов, где бы он ни умер, должен был быть перевезен и похоронен в Дивееве.

Однако во времена богоборческой власти склеп и часовня были разрушены, как оказалось уничтоженным и само монастырское кладбище. А на его месте - построена школа со спортивной площадкой. Прах Наталии Николаевны был перезахоронен. Но место нового погребения точно не известно.

У церкви во имя иконы Божией Матери «Целительница» (выстроена  при монастырской больнице на месте утраченного монастырского кладбища)

У символического креста, осеняющего место бывшего кладбища, поем «Вечную память» всем православным христианам, когда-то  упокоенным  здесь.

Трудно представить, что столь много сделавшему для святой Дивеевской обители и так ее любившему владыке Серафиму, будет отказано здесь даже во временном пристанище. Это произошло в 1924 году.

Тогда за  томившегося в Бутырках святителя Серафима, которому была вменена в вину организация прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году, походатайствовал Святейший Патриарх Тихон. Не сразу, через 2 месяца, 68-летнего святителя все-таки освободили, но потребовали покинуть Москву. Тогда-то престарелый архипастырь и попросился на покой в Дивеевский монастырь. Но получил отказ игумении Александpы.

Известно, что в свое время владыка Серафим настаивал на постройке нового  - Преображенского собора на месте Тихвинской церкви (ведь именно на это место указывал прп. Серафим), но матушка-игумения не  согласилась с этим, и новый собор, вопреки благословению саровского старца, заложили в некотором отдалении - против начала Канавки. Владыка не раз сетовал на это, что, возможно, и привело к разрыву их отношений. В дальнейшем владыка Серафим в Дивеевской обители больше не бывал.

На жительство опального святителя вместе с дочерью Наталией (в монашестве - Серафимой) приняла игумения Арсения (Добронравова; 1879-1939, преподобномученица) в Воскресенский Феодоровский женский монастырь под городом Шуей Владимирской области. Там престарелый архипастырь, почти 10 лет шедший «тернистым путем исповедничества»,  прожил два спокойных благодатных года. К слову сказать, ровно год назад, в такие же солнечные Великопостные дни, бутовские прихожане посетили этот, ныне восстанавливающийся, теперь уже мужской монастырь, хранящий благодарную память о сщмч. Серафиме (Чичагове).

В 1928 году владыка был вызван из Шуи митрополитом Сергием (Страгородским; 1867-1944) в Москву и назначен управляющим Ленинградской епархией. До принятия мученического венца святителю-исповеднику оставалось девять лет.

На заветном крылечке

Завершая свой путь по местам сщмч. Серафима в Дивееве, мы посетили дом-музей с восстановленной кельей блаженной Паши Саровской, хранящей не только ее подлинные вещи, но и теплый домашний дух святой старицы. Увидели личные вещи игумении Дивеевского монастыря Александры (Траковской), сестер Дивеевской обители, их посуду и мебель, фотографии и архивные документы по истории монастыря, некоторые из которых связаны со сщмч. Серафимом (Чичаговым). И уже готовясь отправиться на святые источники, - сфотографировались на том же крыльце, на котором когда-то неизвестным фотографом был запечатлен с Пашей Саровской улыбающийся архимандрит Серафим.

 

 

Новомученики и исповедники Дивеевские 

По дороге на святой источник прп. Серафима Саровского (близ Цыгановки) вспоминаем просмотренный накануне в автобусе фильм «Сказы матушки Фроси». В основу его сюжета положены воспоминания старой дивеевской монахини Евфросинии (Лахтионовой. В схиме - Маргарита; 1899-1997) о том, как в годы начавшейся тогда революционной смуты крестьяне пришли грабить и разорять монастырь. Были и сочувствующие нам, говорит она, но что они могли сделать?..

Все, о чем так ярко и красочно повествует матушка, замечает Игорь Гарькавый, происходило именно здесь. Он указывает на едва заметные за деревцами, слева по ходу, монастырские постройки хозяйственного скита. В нем-то эта девушка из бедной крестьянской семьи и трудилась.     

В словах старой монахини нет ни обиды, ни упрека: так Богу угодно. «Время Хамово кончилось, а что впереди - нам неведомо». Эти воспоминания подробно изложены в книге «Несвятые святые» отца Тихона (Шевкунова), по сценарию которого и снят этот фильм.

Матушка Фрося сполна разделила участь всех тогдашних насельниц, не сразу, по ее признанию, понявших известное предсказание прп. Серафима: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота, как горох, посыплются». Только в 1927 году это пророчество сбылось. На праздник Воздвижения Креста Господня в больничной церкви на Канавке была отслужена последняя всенощная. А на Рождество Пресвятой Богородицы, вспоминает матушка, монастырь закрыли.

Двух пастырей, проживавших тогда в Дивееве, епископа Дмитровского Серафима (Звездинского; 1883-1937, сщмч.) и архиепископа Тамбовского Зиновия (Дроздова; 1875-1942, священноисповедник), мать-игумению и старших сестер арестовали и выслали, остальные сестры рассеялись по округе.

Большую духовную и материальную поддержку «дивеевским сироткам» оказали в те трудные времена будущие дивеевские священномученики, -  о. Михаил и о. Иаков Гусевы, сыновья священника Серафимо-Дивеевского монастыря о. Иоанна Гусева (+1915) и потомки первого священника обители - протоиерея Василия Садовского (+1884). Оба брата - выпускники Нижегородской духовной семинарии - священствовали: отец Михаил в Дивеевском монастыре, а отец Иаков - в Свято-Никольском храме села Елизарьево.

За верность Церкви Христовой и отказ отречься от сана их не раз арестовывали. В августе 1937 года о. Михаил был арестован в очередной раз и обвинен «в организации контрреволюционной церковно-фашистской группы и в вербовке в нее новых членов». И хотя священник категорически отверг все обвинения, он был расстрелян 20 ноября, накануне дня своего Ангела - Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных .

В сохранившейся прощальной записке супруге он написал: «Не плачь, не ропщи- тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя...»

Таковой же оказалась и судьба второго брата. Пять раз о. Иакова арестовывали по ложным обвинениям «в организации развала колхоза, в подстрекательстве прихожан, в антисоветской агитации...». Последний раз - в день расстрела брата Михаила - 20 ноября 1937 года прямо в храме. На допросах он также не признал себя виновным, однако 26 декабря 1937 года был расстрелян.

Семьи братьев-новомучеников долгое время ничего не знали об их судьбах. И лишь в 1950-х гг. родственники получили ложные сообщения об их смерти «по причине болезни».

Сщмч. Михаил Дивеевский был причислен к лику святых новомучеников 6 октября 2001 года, а сщмч. Иаков Дивеевский - 30 июля 2003 года. Архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием 21 января 2009 года в честь братьев-священномучеников Гусевых был освящен 7-й придел Казанского храма.

 

Еще одна новомученица Дивеевская - преподобномученица Ксения (Берлина-Браиловская) была прославлена в Казахстане. Она подвизалась в Серафимо-Дивеевском монастыре до 1917 года, а потом скиталась. Дважды была арестована, отбывала сроки в Карлаге. После второго ареста матушку Ксению вместе со священниками по   обвинению «в антисоветской агитации и в нелегальных молениях» приговорили к высшей мере наказания - расстрелу. Монахиня Ксения Дивеевская приняла мученический венец 15 сентября 1937 года и была канонизирована в августе 2000 года.

 

В дороге Игорь Владимирович Гарькавый рассказывает нам про  местное село Суворово, где (еще задолго до кровавых массовых репрессий 30-х гг.) 18 августа 1919 года были расстреляны дивеевские новомученицы - блаженная Евдокия (Шикова) и ее послушницы Дария (Тимолина), Дария (Сиушинская) и Мария (причислены к лику святых в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви). Ежегодно в день их памяти в сельскую Успенскую церковь, где покоятся их святые мощи, стекаются многочисленные паломники и духовенство. «Село Суворово, - говорят в Дивееве, - стоит на этих пяти молитвенных столпах, его жители и паломники явственно ощущают благодатную помощь святых, почитание которых растет год от года». Пятым же «столпом» стала преподобноисповедница Матрона Дивеевская - новомученица Матрона (Власова; 1889-1963), частица святых мощей которой, доставленная нынешним Крестным ходом бутовских прихожан из Дивеева, отныне покоится в храме Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Российских в Бутове.

Будущая святая, осиротев в 6 лет, воспитывалась в приюте Дивеевского монастыря. Художественно одаренная, она обучалась в живописной мастерской обители и в дальнейшем подвизалась на иконописном послушании. После закрытия Дивеевской обители в 1927 году инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сестрами поселилась в селе Кузятове. В 1933 году она была арестована и на 3 года отправлена в подмосковный Дмитлаг, считавшийся одним из самых тяжелых лагерей. После освобождения матушка Матрона устроилась сторожем и уборщицей при церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Веригине.

Второй раз она была арестована 10 ноября 1937 года по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности. На допросе отказалась давать показания и не признала себя виновной. Ее приговорили к длительному заключению в Карлаге. В общей сложности матушка Матрона Дивеевская провела в лагерях около двух десятков лет. Последние годы жизни преподобноисповедницы прошли в селе Пузо (с 1965 г. - с. Суворово) в семье брата, где она мирно отошла ко Господу 7 ноября 1963 года.

Ее похоронили в родном селе, слева от могил мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. А 6 октября 2001 года решением Священного Синода инокиня Матрона Дивеевская была причислена к лику святых.Мощи преподобноисповедницы Матроны были обретены 5 сентября 2007 года и ныне покоятся в Казанском храме Серафимо-Дивеевского монастыря.

 

У Дивеевских святых источников

Подъезжаем к источнику преподобного Серафима Саровского, что на берегу реки Сатис, близ деревни Цыгановка. Рождаясь под густой кроной Саровского леса, некогда освященного подвигами святого старца-отшельника, он хранит чистоту и прохладу, овеян многочисленными преданиями.

На источнике установлена бревенчатая часовня, освященная Святейшим Патриархом Алексием II в честь преподобного Серафима Саровского 1 августа 1993 года. Здесь в праздничные дни совершаются торжественные молебны.

Возле часовни - купальни. Измененное русло реки Сатис, огибая источник, рождает в этом месте живописнейшее озерцо с чистой родниковой водой.

На святом источнике

На святом источнике Не каждый отважится с головой окунуться в его студеные вешние воды, обрамленные еще заснеженными бережками и дышащие густым влажным холодом. Лишь несколько бутовских прихожан, укрепленных твердой верой в помощь святого старца и благословением отца Артемия, со святой молитвой на устах, вслед за своим пастырем, осенив себя крестным знамением, смогли трижды погрузиться в мартовскую купель. Не лишенными благодати оказались и мы, испив  мягкой, почти ласковой, водицы и освежив свои лица целебною ключевою водой.      

Рассказывают о многочисленных исцелениях болезней душевных и телесных, происходящих по молитвам преподобного. С надеждой на помощь святого Серафима, чудотворца Саровского, мы наполняем   фляги и возвращаемся в монастырь, с желанием по ходу побывать и на других дивеевских источниках. 

Один из самых старинных  - Казанский источник за Голубиным оврагом. Сказывают, его почитали еще в XVIII веке при первоначальнице Дивеевской обители матушке Александре. Предание сохранило память о троекратном явлении в стародавние времена на этом месте Самой Царицы Небесной. В старой часовне у источника хранилась явленная икона Казанской Божией Матери очень древнего письма, некогда обретенная местным жителем здесь подо льдом. Но в 1939 году часовня была разрушена. Икону взяла на хранение схимонахиня Домника (Грашкина; р. 1907 г.),  ставшая свидетельницей не только многих чудес от иконы, но и ее чудесного обновления в 1943 году. Теперь эта святыня находится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.

В 1991 году над Казанским источником были устроены часовня и купальня, через шесть лет перестроенная. В ней совершается Таинство Крещения. На праздники Крещения и Казанской иконы Пресвятой Богородицы - освящается вода.

Казанский источник

А совсем недавно рядом с Казанским устроили и освятили еще два источника - в честь великомученика Пантелеимона и в честь иконы Божией Матери «Умиление».

При советской власти именно в этой части села со святым Казанским источником и невдалеке от него стоящей деревянной церковью в честь Казанской иконы Божией Матери полускрытно продолжалась молитвенная жизнь дивеевских верующих (ведь тогда все храмы упраздненного Дивеевского монастыря были закрыты). Отсюда позже проросли сохраненные живые семена православной веры, давшие сегодня свои чудесные всходы.  

Последним на нашем пути оказался источник матушки Александры - первоначальницы обители. Но не тот, что до 60-х годов прошлого века находился на берегу реки Вичкинза и был затоплен при устройстве запруды. Современный источник забил под горою за аптекой сам уже в наше время. На Крещение, на праздники иконы Божией Матери «Живоносный источник», Преполовение Пятидесятницы из обители сюда совершаются крестные ходы и освящается вода.

Игорь Владимирович вспоминает рассказ одной паломницы, которую посетило здесь видение. Тогда, говорит он, часовенка над источником Александры еще не была построена. А место над ним было лишь чем-то огорожено. Сюда-то и пришла помолиться эта верующая в уже сгустившиеся летние сумерки. Кроме нее здесь стояла, молилась и тихонько пела какая-то женщина в темном одеянии, быть может, монахиня. Рассказчица явно ощущала ее присутствие. Однако внезапный луч света от фар проехавшей мимо машины убедил ее в том, что перед ней никого нет.

Вернувшись в гостиницу, переполненная радостью от этой таинственной встречи, в разговоре с Игорем Владимировичем, руководителем той паломнической группы, женщина взволнованно предположила, что перед ней молилась сама матушка Александра.     

 

Уроки Святой Канавки

О Святой Канавке Серафимо-Дивеевского монастыря написано столько, сколько не написано, пожалуй, ни об одной другой возрожденной в России святыне. И это не случайно: ведь по этой святой кромке русской земли прошли стопочки Самой Пресвятой Пречистой Преблагословенной Матери Божией.

Дивеевские сестры на Святой Канавке

По словам прп. Серафима Саровского, Царица Небесная Сама Своим пояском ее измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех.

«Канавка, - не раз говаривал святой старец, - до Небес высока. И кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»  Потому-то преподобный так и хлопотал о том, чтобы его сиротки из Мельничной общинки сами, своими руками ископали ее и хранили как зеницу ока. Ведь антихрист Канавки не перейдет.

Многие понимают это духовно. Епископ Серафим (Звездинский) объяснял: кто будет читать с благоговением Богородичное правило, душу того антихрист не одолеет. Таким образом, у каждого из нас должна быть «взлелеяна» в душе своя Канавка.

Сам сщмч. Серафим (Звездинский) сподобился видения Божией Матери, идущей по Канавке. Случилось это после вечерней службы 2 февраля 1927 года. Его келейница Анна засвидетельствовала, как владыка, находившийся в то время в келье, вдруг «кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями», потом к другому окну: «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ее красоты!», - выговорил он со слезами.

Но подобно тому, как наши души могут быть «засыпаны» грехом, так и Дивеевская Канавка еще в недавние времена была засыпана мусором и хламом. Ныне она возродилась. А постепенно возрождаются и наши души от долгого и тяжкого духовного сна.

Слава Богу, что дивеевские сестры ежевечерне после службы и трапезы, неся впереди икону Божией Матери «Умиление», неспешно с молитвой идут «по тропе Матери Божией». Сегодня вместе с ними идем и мы. И как заповедал святой старец Серафим, вновь и вновь читаем, перебирая четки:

Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою,
Благословенна Ты в женах
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших.


Тих в это время морозный вечерний воздух. Пахнет печным дымком. И в мягком свете, льющемся из окон притихших домов, от придорожных круглых фонариков, да и с самих небес, растворяется слившийся воедино наш молитвенный призыв к Богородице.  

Двадцать лет управляющая этой самой большой в России возрожденной женской обителью матушка-игумения Сергия (Конкова) как-то сказала, что «самым главным подарком к юбилею прославления преподобного Серафима в лике святых стала восстановленная к 2003 году Канавка.  Видно, - говорит матушка, - было на то благословение Царицы Небесной, чтобы Канавка вновь приобрела такой вид, какой она должна иметь по заповеди батюшки Серафима: три аршина глубиной, три аршина шириной, три аршина высота и ширина вала - это примерно два метра. <...> Очень большая ответственность, считает матушка-игумения, лежит на тех, кто живет здесь,- насельницах монастыря. Мы все - служки Царицы Небесной и батюшки Серафима. Если только вдуматься в эти слова и на каждом шагу их себе напоминать, то очень многое в нашей жизни само определится. Если ты - служка Царицы Небесной и батюшки Серафима, можешь ли отпустить человека неутешенным, неправильно поступить с ним? Не можешь, не должна.

И тогда, если ты - служка, то проси Царицу Небесную и батюшку Серафима, чтобы они управили, помогли, наставили, вразумили...».

---

Прошел лишь один день нашего пребывания в Дивееве. Но сколь велика духовная радость, что наполняет нас! Откуда она?

Игумения Сергия объясняет, что эту духовную радость людям дает Бог по молитвам Царицы Небесной и преподобного Серафима. «Наше дело - сеять, поливать, а взращивает Господь».

 

(окончание следует)

Николай и Наталья Минины

Фотогалерея


 
« Пред.   След. »
День памяти
29 декабря (16 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадал:  сщмч. Аркадий (Остальский), еп.                                                                          и иже с ним расстреляно ...Подробнее...

25 декабря (12 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне было расстреляно 119 человек. Вечная им память! Подробнее...

22 декабря (9 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадали:  сщмч. Василий (Ягодин), прот.; сщмч. Александр (Буравцев), свящ.                                  ; протоиерей Симеон (Зверев); священник Сергий ...Подробнее...

Популярные статьи
  • Спецобъект "Бутовский полигон" (история, документы, воспоминания)
    Предпросмотр | Подробнее...

    Деревня Бутово, давшая название и железнодорожной станции, и дачному поселку, возникшему во второй половине XIX-го века около нее, стояла на восемнадцатой версте старого Варшавского тракта. То же название дано было впоследствии и поселку “Бутовский полигон”, расположенному километрах в двух от деревни.

  • ДМИТЛАГ (Из истории строительства канала Москва-Волга)
    Предпросмотр | Подробнее...

    Во втором выпуске Книги Памяти "Бутовский полигон" помещены списки с именами заключенных Дмитлага, которые были расстреляны в Бутово. Здесь лишь небольшая часть имен из просмотренных восьми тысяч дел.

    Дмитлаг, крупнейшее лагобъединение ОГПУ-НКВД СССР, существовал с 1932 по 1938 год и располагался на территории Московской области и отчасти даже в самой Москве. Порожденный советской карательной системой, Дмитлаг был создан для использования труда заключенных на строительстве канала Москва-Волга.

  • Художники и Бутовский полигон
    Предпросмотр | Подробнее...

     В числе казненных на Бутовском полигоне оказалось много художников — около ста. Известные живописцы, скульпторы, графики и скромные оформители витрин, шрифтовики, текстильщики; люди в расцвете сил и таланта, и художники, чье дарование только обещало развернуться в дальнейшем. Нет нужды искать логики или хоть какого-то смысла в выборе жертв. В числе погибших — художники на любой вкус: есть авангардисты, есть соцреалисты. Один расстрелян потому, что он латыш, другой — потому что поляк или немец, итальянец или австриец, третий — потому что был “неподходящего” происхождения, четвертый — потому что ходил в церковь и т. д., и т. п.

  • Бутовский полигон
    Предпросмотр | Подробнее...

    На духовном небосводе России в минувшем 20 веке появилось множество звезд и даже созвездий. Одно из них просияло над Бутовым.

    Бутово… У большинства москвичей это слово ассоциируется с огромным новым жилым районом, вынесенным за пределы московской кольцевой автодороги.

  • Священнослужители и миряне, пострадавшие в Бутово
    Предпросмотр | Подробнее...

    фотография, сделанная в Таганской тюрьме перед расстрелом Незадолго до своего последнего ареста св. митрополит Серафим (Чичагов) говорил: "Православная Церковь сейчас переживает время испытаний... Сейчас многие страдают за веру, но это - золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианст­ва".

    В России, как нигде в XX веке, проявилось противостояние Добра и Зла.