Бутовский полигон
Святые новомученики
ГУЛАГ
Судьба человека
Храм
Расписание богослужений
Мемориальный центр "Бутово"
Буклет
Архив документов
Списки пострадавших
Карта сайта

????? ????????? ?????????????

???? ????????????? ? ???????????? ?????????? ? ??????. ????? ???????? ????.

Rambler's Top100

Крестный ход бутовских прихожан в Дивеево (Часть 1) Печать E-mail
29.03.2012 г.
Святыни земли Нижегородской прибыли в БутовоДивеевская обитель (фото клуба Храмы наших городов)

Завершился Крестный ход прихожан храма Воскресения Христова и Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской епархии. Он проходил с 23 по 25 марта по благословению настоятеля бутовского храма протоиерея Кирилла Каледы под духовным водительством иерея Артемия Цеха. Бутовские прихожане не только посетили святые места, связанные с жизнью и служением сщмч. митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937. Память совершается 11 декабря), но и привезли переданные дивеевскими сестрами в дар бутовскому храму частицы святых мощей преподобных Александры (первоначальницы обители), Марфы и Елены Дивеевских; блаженных стариц Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских; преподобноисповедницы Матроны Дивеевской.   

На богомолье в Серафимо-Дивеевскую обитель

Как ни далеко отстоит от Москвы Нижегородская земля, приютившая на своих неоглядных луговых просторах Дивеевскую обитель, как ни тернист туда путь паломника, незримая духовная связь каждого русского православного сердца с дивеевскими святынями - неизмеримо сильнее. А потому вновь и вновь, невзирая ни на какие трудности, мы устремляемся в наше милое Дивеево.

Созданная молитвами, трудами и попечениями любвеобильного молитвенника за Землю Русскую - святого преподобного Серафима Саровского, соединена эта боголюбивая киновия скрепой духовной и с Бутовским полигоном, - подмосковной Русской Голгофой, через судьбу убиенного там сщмч. митрополита Серафима (Чичагова, +1937), автора «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» и «Жития прп. Серафима Саровского», активного участника подготовки канонизации саровского старца (1903 г.).

Отдать дань памяти святому старцу Серафиму, святым женам и блаженным старицам Дивеевским и почитаемому нынешними дивеевскими сестрами владыке Серафиму (Чичагову), мы прибыли в  мартовские дни Крестопоклонной недели в Свято-Троицкую Серафимо-Дивеевскую обитель.  

Остановка в пути

В предвосхищении дивеевских встреч

Получив благословение и напутствия батюшки Кирилла Каледы (впервые за многие годы не сумевшего возглавить нашу группу) наш Крестный ход отбыл от ворот храма Воскресения Христова и Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове в сторону с. Дивеево. В этот раз духовное руководство над нами принял бутовский иерей Артемий Цех. За окнами автобуса не по-весеннему сурово крутила метель, и, видимо, предчувствуя немалые испытания, что могут выпасть нам всем в эти дни, о. Артемий, призвал всех к молитве, с улыбкой заметив, что «помощь Бога нужна не только нам, но даже и механике».

После совместной молитвы на начало пути и молитвенного обращения к Пречистой Богородице, святым новомученикам и исповедникам Российским, святому преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу о. Артемий рассказал о том, каким чудесным образом он вымолил для себя эту поездку. «Это - милость Божия, - заметил пастырь, - что мы сейчас едем в это место Великим постом на завершении Крестопоклонной недели. Сегодня Крест уже уносится в алтарь... И прежде всего необходимо, чтобы наша поездка стала духовным деланием, духовным трудом, не расслабленностью, не рассеянностью духовной, но сосредоточенностью, молитвой и размышлением о тех вещах, которым преподобный Серафим посвятил всю свою жизнь, всю свою душу и таким образом действительно вошел в Царствие Небесное».

Много удивительных историй возникает в сознании путника в связи с бывшей «Владимиркой», шедшей когда-то из Москвы на восток в направлении Нижнего Новгорода и далее - к Нерчинским и другим острогам Сибири. Директор Бутовского мемориального центра Игорь Владимирович Гарькавый - наш неизменный гид по «Владимирке» - замечает, что это была не только главная дорога каторги и ссылки, по которой гнали этапы, но и дорога милосердия, ибо в России веками складывалась особая культура - культура сострадания к арестантам, среди которых было и немало невинно осужденных и искренне кающихся людей. Их жалели и боролись за облегчение их участи. А местные жители несли к этапу еду, теплые вещи, столь необходимые для выживания в суровых условиях Сибири.

В стороне от этой дороги страдания и скорби - чудом сохранившиеся старые храмы и древние монастыри. Вот справа на возвышении - древний Николо-Угрешский монастырь (основан в 1380 г. вел. кн. Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца). По одному из преданий, говорит Игорь, именно здесь войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. «Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнес: «Сия вся угреша сердце мое» («Это все согрело сердце мое»). С тех пор это место, говорится в том же предании (отношение к которому весьма неоднозначное) и называется Угреша, а сам монастырь - Николо-Угрешским.

Воспеваем тропарь и величание Святому Угоднику Божию и Чудотворцу Николаю, покровителю всех путешествующих, и движемся далее.

Минуя Ногинск, что расположен в 50 км от столицы на реке Клязьма (приток Оки) вспоминаем, что был он когда-то известен как село Рогожи, а в XVIII в. - стал городом, получив название Богородск по имени новообразованного уезда.

Это родина 14-го Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова; 1910-1990), напоминает Игорь Владимирович. Здесь в годы детства и юности будущий Патриарх закончил церковно-приходскую школу, гимназию, здесь проявился его музыкальный и певческий талант. Еще учась в средней школе, он пел на клиросе, иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора (Кудрявцева) и Платона (Руднева), затем пел в архиерейском хоре Богоявленского собора г. Богородска. Отсюда и отправился в Москву, где вскоре в Сретенском монастыре принял постриг в рясофор с именем Платон, а в 17 лет - монашеский постриг с именем Пимен в Троице-Сергиевой Лавре.

Минуем г. Лакинск, что в 150 км от Москвы. Игорь Владимирович напоминает, что здесь, в тогдашнем еще селе Ундол, в XVIII в. располагалось родовое имение Суворовых, где с 1784 по 1786 гг. жил знаменитый русский полководец А.В. Суворов (1730-1800). Это имение, сообщает Игорь, Александр Васильевич унаследовал от своего родителя, впервые приехав сюда в мае 1784 г. Поселившись в Ундоле, генерал-поручик, командующий Владимирской дивизией, А.В. Суворов содержал домашний театр из крепостных актеров и музыкантов, устраивал венчание местных крестьян, построил школу для их детишек... А потому, помнят знаменитого барина-благодетеля не только церковь Казанской иконы Божией Матери (XVII в.) и небольшая рощица, сохранившиеся с тех времен, но и его земляки, пожелавшие, чтобы их родному местечку было дано имя Суворовск.   

Происхождение названия с. Ундол точно не установлено. Но известно, что каторжники делали здесь привал, вследствие чего прозвали это место «унылым долом», сокращенно - Ундол. Заметим, что эта версия не лишена и для нас определенного смысла. Ведь по количеству едва движущегося здесь сегодня автотранспорта и по числу аварий, особенно в периоды межсезонья, оно и впрямь может напомнить нам,  автомобилистам, некий «унылый дол». 

Миновали владимирские Петушки, связанные с именем священноисповедника Афанасия (Сахарова; 1887-1962), епископа Ковровского, частица мощей которого в 2010 году была также доставлена Крестным ходом в бутовский храм.

И только глубокой ночью, проехав погруженный во тьму город Муром (где мы еще сумеем побывать на обратном пути), нам удалось попасть в Дивеево, добавив к восьми с половиной планируемым часам в дороге еще непредвиденных три.

Слава Богу! В конце своего нелегкого пути мы были щедро вознаграждены: убеленная снегом святая обитель встретила нас тишиной и покоем, озаренными светом храмами, теплом и уютом недавно отстроенного Паломнического центра.

 

В благословенных местах Дивеева  

 

С добрым утром!

Морозное утро нового дня было по-весеннему солнечным. Благочинная монастыря матушка Екатерина сопроводила нас в Троицкий собор, где мы смогли поклониться мощам святого преподобного старца Серафима. Там же - и чудотворный список с иконы Божией Матери «Умиление», с той самой иконы, пред которой он столько лет коленопреклоненно и слезно молился и пред которой встретил свой смертный час.

Матушка открывает для нас стеклянную крышку-витринку (слева от сени), под которой - сохраненные вещи святого старца: балахон, камилавка, шапочка-скуфейка, епитрахиль, поручи... Здесь же - круглые очки для чтения, внушительного размера берестяные лапти и бахилы, топорик, железный крест-вериги... Есть и кусочек гранитного камня, на котором подвижник молился целых 1000 дней и ночей.

Икона святого прп. старца Серафима

Сохранился и котелок батюшки, переданный в обитель после ее открытия. До сих пор, сказали нам сестры, в нем освящаются знаменитые дивеевские сухарики, подобные тем, коими угощал когда-то своих «сироток» из Мельничной общинки сам преподобный Серафим.

Все увиденные нами святыньки бережно хранились многими поколениями монахинь даже в самые трудные времена гонений и войн, а после вновь вернулись в Дивеевскую обитель, словно детки собрались вокруг своего родного отца.

 

 

 

 

 

У могилки духовного чада прп. Серафима - Н.А. Мотовилова

Слушая рассказ Анны

Наша новая дивеевская помощница Анна водит нас по монастырю. Рассказывает, как начинался он когда-то с небольшой церкви, освященной в честь Казанской иконы Божией Матери. Вот здесь, говорит Анна, стояла небольшая деревянная церквушка во имя первомученика архидиакона Стефана, у которой (и было это в 1760 году) присела отдохнуть шедшая тогда с трехлетней дочкой (ум. в 10 лет) из Киево-Печерской Лавры матушка Агафья Симеоновна Мельгунова (+1789), тайно постриженная в монашество с именем Александра во Флоровском монастыре в Киеве. Здесь в «легкой дремоте» она вторично сподобилась лицезреть Богородицу (первое видение было в Киеве), Которая повелела ей жить в этом самом месте и «угождать здесь Господу Богу до конца [своих] дней». Пречистая и Преблагословенная Матерь Божия обещала Своей избраннице основать здесь такую обитель, «...равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это Четвертый жребий Мой во вселенной».

Опекаемая великими старцами Саровской пустыни, много потрудилась и претерпела матушка Александра на своем веку. Дворянка, богатая наследница помещичьего рода, она отпустила на волю крестьян, распродала имение, отрешилась от всего своего имущества и всецело посвятила себя служению Богу, все свои капиталы вложив в созидание и обновление церквей (по данным современников, ею были возведены и обновлены 12 церквей и Успенский собор в Сарове). Следуя повелению Пресвятой Богородицы, матушка Александра позаботилась о возведении на том месте, где мы стоим и слушаем рассказ Анны, каменной приходской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (1773 г.). Как говаривал преподобный старец Серафим, «...матушка Агафия Симеоновна, стоя на молитве, всю токами слез своего смирения омыла ее». 

О житии и деяниях матушки Александры написано немало статей и книг. Сохранившиеся о святой подвижнице воспоминания свидетельствуют о ее глубочайшем смирении, тайных благотворениях и высоком даре благодатных слез. Преподобный Серафим Саровский так говорил о матушке Александре: «Это великая жена была. Я и по сей день ее стопы лобызаю».

Икона Собор  преподобных жен Дивеевских

С благоговением приложились мы к святым мощам этой великой угодницы Божией и к почивающим здесь же - в усыпальнице храма Рождества Пресвятой Богородицы - святым мощам преподобных - схимонахини Марфы и монахини Елены Дивеевских - верных духовных чад св. прп. Серафима Саровского. Денно и нощно читают здесь сестры неусыпаемую Псалтирь.

Жития и деяния святых жен Дивеевских преисполены духом величайшего самоотвержения, верности Церкви Христовой и любви ко ближнему.

В 2004 году на Архиерейском соборе состоялось общецерковное прославление преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских.

Молитвами преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских Господь да помилует нас!

 

 Блаженные старицы Дивеевские

В Казанском храме Серафимо-Дивеевского монастыря мы смогли приложиться и к честным мощам блаженных стариц Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских, последовательно подвизавшихся  в обители  в XIX-XX вв. Сказывал же прп. Серафим:  «блаженные никогда не переведутся в Дивееве»!

Нам рассказали, что незадолго до кончины блаженной Пелагии Ивановны пришла в Дивеево Параскева Ивановна. Блаженная Пелагия, выглянув в окно, пригрозила кулаком Паше Саровской, а та спрашивает: «Что, еще рано, матушка?». «Еще рано», - таков был ответ. И Паша ушла. А когда умерла Параскева Ивановна, - пришла Мария Ивановна. И было это, по признанию самой блаженной Марии, в 1915 году.

Русская Православная Церковь глубоко оценила их подвиг юродства Христа ради. 31 июля 2004 года, в дни празднования 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, Дивеевские блаженные старицы Пелагия, Параскева и Мария были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии.

Определением Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего 3-8 октября 2004 года, по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых блаженные Пелагия, Параскева и Мария Дивеевские были причислены к лику общецерковных святых, а их имена включили в Месяцеслов Русской Православной Церкви.

Юродство Христа ради, рассказали нам инокини, является труднейшим и высочайшим подвигом, для которого Богом призываются лишь особенные избранники: сильные духом и телом. Из горячей любви ко Господу и желая Ему до конца послужить, они добровольно отказываются и от родства, и ото всех благ и удобств земной жизни, и даже от собственного разума, сознательно принимая на себя вид безумного или нравственно падшего человека. За такое крайнее самоотвержение Господь дарует им духовное зрение уже при жизни, и они могут явно видеть ангелов и духов злобы. Получают они от Бога и особые дары: прозрения тайн человеческих душ, чудотворений, предвидения будущего. Благодаря этому они могут руководить людьми ко спасению и охранять их от нападений врага рода человеческого.

 

Святая блаженная Пелагия Ивановна Серебренникова (1809-1884), «с детства, - по словам своей матери, - отличавшаяся странностями», вышла замуж, но вскоре похоронила обоих своих детей, умерших еще в младенчестве. А когда молодые супруги пришли к прп. Серафиму  Саровскому, он долго беседовал с Пелагией, дал ей четки и сказал: «Иди, матушка, немедля в мою обитель, побереги моих сирот-то, и будешь ты свет миру». После этого она с каждым днем как будто все более стала терять рассудок, безумствовала, за что была не раз бита смертным боем. Однажды по просьбе мужа городничий жестоко наказал Пелагию Ивановну. Как вспоминала ее родительница: «клочьями висело ее тело, кровь залила всю комнату, а она хотя бы охнула». Городничему же ночью привиделся котел со страшным огнем, уготованный для него за истязание избранной рабы Христовой.

Но уже и в Дивееве она продолжала безумствовать: «бегала по монастырю, бросала камни, била окна в кельях, вызывала всех на оскорбления себя и побои. Становилась ногами на гвозди, прокалывая их насквозь, и всячески истязала свое тело. Питалась только хлебом и водой. Много лет, до старости, ходила она «на свою работу» - кидала кирпичи в яму с грязной водой. Все перекидает, потом лезет вытаскивать и снова кидает». Видимо, так «отмывала» их.

Во время смуты в обители блаженная по-своему воевала за правду - что ни попадалось под руку, все била да колотила, и даже, обличив архиерея, ударила его по щеке...

И лишь после окончания смуты блаженная переменилась, полюбила цветы и стала заниматься ими. Игумения Мария (Ушакова; +1904) ничего не предпринимала без ее совета. «Всех в обители Пелагия Ивановна называла своими дочками и всем была истинной духовной матерью». Сохранилось много рассказов о случаях ее прозорливости.

Архимандрит Серафим (Чичагов) в гостях у Паши Саровской

Святая блаженная схимонахиня Параскева (Паша Саровская; +1915). Судьба этой тамбовской крепостной крестьянки (в миру - Ирина Ивановна) была не менее трагичной. После смерти мужа Ирину приняли в помещичий дом кухаркой, потом экономкой. Однако прислуга, возможно, позавидовав ей, оклеветала ее перед господами, обвинив в краже. Не выдержав несправедливости (и устроенного над ней солдатского истязания), Ирина ушла в Киев, где прозорливые старцы благословили ее на путь юродства и тайно постригли в схиму с именем Параскевы.

Ее, тогдашнюю крепостную крестьянку, разыскивали, возвращали к помещику, она бежала, ее возвращали вновь, пока хозяева, наконец, уже сами не выгнали страдалицу из дома... Настало время, когда блаженная на целых 30 лет удалилась в лесные саровские пещеры, где жила в одиночестве. Увидев ее подвижническую жизнь и открывшийся в ней дар прозорливости, люди постепенно все чаще стали обращаться к ней за советами и молитвой.

Предсказания блаженной Паши Саровской носили судьбоносный характер, что видно на примере ее общения с будущим митрополитом Ленинградским Серафимом (Чичаговым), при первой их встрече - блестящим офицером, полковником, у которого рукава, по ее словам, «поповские». А уже после рукоположения она начала настаивать: «Подавай прошение Государю, чтоб нам мощи [Серафима Саровского] открывали». Но как может быть принят Государем по такому вопросу простой архимандрит? Ведь его, справедливо посчитал о. Серафим (Чичагов), сочтут сумасшедшим. Но оказалось, что вопрос можно решить, собрав материал о святой жизни старца Серафима, о сложном пути становления Серафимо-Дивеевского монастыря. Так возникла хорошо теперь известная нам всем книга: «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую Л. М. Чичагов преподнес Государю Николаю II. Впоследствии архимандрит Серафим (Чичагов) стал главным организатором торжеств прославления прп. Серафима.

Известно и знаменитое посещение Августейшими Особами Паши Саровской в 1903 году, уже после торжеств прославления прп. Серафима.

Тогда Прасковья Ивановна предсказала надвигавшуюся на Россию катастрофу: гибель династии, разгон Церкви и море крови. Открыто ей было и рождение Августейшего Наследника, и его последующая судьба. Перед концом жизни она молилась на портрет Царя,  называя его преподобным и мучеником.

 

Святая блаженная Мария Ивановна (ок. 1870-1931). Мария Захаровна Федина (мирское имя старицы) сама себя стала называть Ивановной, когда же ее спросили: отчего так, - ответила: «Мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече».

В 13 лет осиротевшая, она странствовала между Саровом, Дивеевым и Ардатовом. В любую погоду ходила босиком в грязном рубище, нередко искусанная собаками. «За то, что она, как бы ругаясь, обличала людей в тайных грехах, многие ее не любили и не раз избивали. При этом никто никогда не слышал от нее жалоб на свою жизнь и на людскую несправедливость, и уже в молодости стали замечать в ней дар прозорливости».

Мария Ивановна приходила советоваться к дивеевской блаженной Прасковье Ивановне, которая перед своей кончиной говорила: «Я еще сижу за станом, а другая уже снует, она еще ходит, а потом сядет». А Марии Ивановне, благословив ее остаться в монастыре, сказала: «Только в мое кресло не садись».

В день смерти Прасковьи Ивановны монахини прогнали Марию Ивановну из обители за ее странности. Она молча ушла, а вскоре приехал один крестьянин и говорит: «Какую рабу Божию прогнали вы из монастыря! Она мне сейчас всю мою жизнь сказала и все мои грехи. Верните ее в монастырь, иначе потеряете навсегда». С тех пор блаженная окончательно поселилась в Дивееве.

После 1917 года нередко от нее можно было услышать грубую брань. Сестры спрашивали: «Мария Ивановна, что ты так ругаешься? Мамашенька (Прасковья Ивановна) так не ругалась». Она же отвечала: «Хорошо было ей блажить при Николае. А ты поблажи-ка при советской власти!»

Свой духовный подвиг блаженная Мария Ивановна несла в страшные годы революционных переворотов, войны, голода и коллективизации. После угрозы ареста в адрес игумении со стороны властей блаженную старицу перевели в богадельню рядом со святой Канавкой, где она прожила под замком до закрытия монастыря.

К ней обращались через записочки. И известно множество случаев исцелений по молитвам блаженной Марии. Многим дивеевским сестрам она предсказала лагеря и ссылки. А как-то в ответ на обреченные слова одной из сестер: «Не будет монастыря!» блаженная застучала изо всех сил по столу и, прозревая, казалось бы, невозможное, закричала: «Будет! Будет! Будет!».

-

Слушая наших добрых помощниц-матушек и взирая на ежеминутно творимый в этой боголюбивой обители подвиг нынешнего дивеевского сестричества, мы неспешно движемся от святыни к святыне... С благодатной молитвой, верой и упованием все более ощущаем, как крепнет наша душа, как врачуются наши душевные раны и как хочется чище жить. Для чего же явлены нашему взору все эти образцы высочайшего христианского подвижничества? Для чего Господь во образах святых и подвижников Своих «украсил небо церковное множеством пресветлых звезд, из которых одна другой светлее?» Не для того ли, чтобы сказать и нам, недостойным и многогрешным: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;

Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мат. 7:13-14)».

И пусть многотрудны будут наши жизненные стези, не будем унывать, а прислушаемся к голосу святого преподобного Серафима Саровского, сказавшего: «Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь - одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18 )».

 

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

 

(Продолжение следует)

Николай и Наталья Минины

Фотогалерея


 
« Пред.   След. »
День памяти
29 декабря (16 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадал:  сщмч. Аркадий (Остальский), еп.                                                                          и иже с ним расстреляно ...Подробнее...

25 декабря (12 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне было расстреляно 119 человек. Вечная им память! Подробнее...

22 декабря (9 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадали:  сщмч. Василий (Ягодин), прот.; сщмч. Александр (Буравцев), свящ.                                  ; протоиерей Симеон (Зверев); священник Сергий ...Подробнее...

Популярные статьи
  • Спецобъект "Бутовский полигон" (история, документы, воспоминания)
    Предпросмотр | Подробнее...

    Деревня Бутово, давшая название и железнодорожной станции, и дачному поселку, возникшему во второй половине XIX-го века около нее, стояла на восемнадцатой версте старого Варшавского тракта. То же название дано было впоследствии и поселку “Бутовский полигон”, расположенному километрах в двух от деревни.

  • ДМИТЛАГ (Из истории строительства канала Москва-Волга)
    Предпросмотр | Подробнее...

    Во втором выпуске Книги Памяти "Бутовский полигон" помещены списки с именами заключенных Дмитлага, которые были расстреляны в Бутово. Здесь лишь небольшая часть имен из просмотренных восьми тысяч дел.

    Дмитлаг, крупнейшее лагобъединение ОГПУ-НКВД СССР, существовал с 1932 по 1938 год и располагался на территории Московской области и отчасти даже в самой Москве. Порожденный советской карательной системой, Дмитлаг был создан для использования труда заключенных на строительстве канала Москва-Волга.

  • Художники и Бутовский полигон
    Предпросмотр | Подробнее...

     В числе казненных на Бутовском полигоне оказалось много художников — около ста. Известные живописцы, скульпторы, графики и скромные оформители витрин, шрифтовики, текстильщики; люди в расцвете сил и таланта, и художники, чье дарование только обещало развернуться в дальнейшем. Нет нужды искать логики или хоть какого-то смысла в выборе жертв. В числе погибших — художники на любой вкус: есть авангардисты, есть соцреалисты. Один расстрелян потому, что он латыш, другой — потому что поляк или немец, итальянец или австриец, третий — потому что был “неподходящего” происхождения, четвертый — потому что ходил в церковь и т. д., и т. п.

  • Бутовский полигон
    Предпросмотр | Подробнее...

    На духовном небосводе России в минувшем 20 веке появилось множество звезд и даже созвездий. Одно из них просияло над Бутовым.

    Бутово… У большинства москвичей это слово ассоциируется с огромным новым жилым районом, вынесенным за пределы московской кольцевой автодороги.

  • Священнослужители и миряне, пострадавшие в Бутово
    Предпросмотр | Подробнее...

    фотография, сделанная в Таганской тюрьме перед расстрелом Незадолго до своего последнего ареста св. митрополит Серафим (Чичагов) говорил: "Православная Церковь сейчас переживает время испытаний... Сейчас многие страдают за веру, но это - золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианст­ва".

    В России, как нигде в XX веке, проявилось противостояние Добра и Зла.