Бутовский полигон
Святые новомученики
ГУЛАГ
Судьба человека
Храм
Расписание богослужений
Мемориальный центр "Бутово"
Буклет
Архив документов
Списки пострадавших
Карта сайта

????? ????????? ?????????????

???? ????????????? ? ???????????? ?????????? ? ??????. ????? ???????? ????.

Rambler's Top100

Допрос Марии и Матроны Грошевых: Я рассказывала о Христе — не отрицаю Печать E-mail
21.03.2012 г.

Преподобномученица Мария и преподобномученица Матрона

20 марта 1938 года на Бутовском полигоне были расстреляны сестры Мария и Матрона Грошевы. Их вина заключалась в том, что они говорили с колхозниками о Христе.

Арест, допрос, вероятен расстрел. Холодеют руки, все происходит медленно-медленно. Глухой вопрос в гулком кабинете: «Вы говорите другим о Христе?» Ведь это не исповедание - сказать, что «Не говорю другим о Христе» - это ведь не сказать «Я отрекаюсь».

«Я рассказываю о Христе».

Обвинение. Приговор. Расстрел.

Преподобномученица Мария родилась в 1876 году, а преподобномученица Матрона - в 1882 году в Рязанской губернии в семье крестьян Наума и Платониды Грошевых. В молодости старец посоветовал девушкам идти в монастырь, а третьей сестре - замуж.

В 1909 году сестры Мария и Матрона поступили послушницами в Александро-Мариинский монастырь, Мария проходила послушание портнихи, а Матрона - на монастырском хуторе. После закрытия монастыря сестры вернулись домой. В деревне все их любили за добрый характер.

В 1931 году был арестован и приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан местный священник. Председатель сельсовета, приехав в село с милиционерами с намерением храм разорить, стал требовать ключи от храма у старосты Василия Занина, но тот ключей не отдал, и милиция уехала ни с чем. В следующий раз милиция арестовала старосту, но он по дороге в Шатуру бросил ключи в снег, и их нашла, по предварительной договоренности с ним, сестра послушниц Пелагия. Послушницы тайно перенесли из храма в свою келью некоторые богослужебные предметы, спасая их от безбожников.

Вскоре были арестованы священники всех окрестных храмов, в одном храме устроили завод по производству лимонада.

С этого времени сестры остались единственными в округе «церковницами», кто мог почитать Псалтирь по умершему родственнику, наставить в вере, в исполнении церковных правил и научить молиться.

В феврале 1938 года власти возобновили аресты. Священников на свободе почти не осталось, и арестовывались уже миряне.

15 февраля 1938 года председатель сельсовета Василий Языков, выступив лжесвидетелем против послушниц, написал, что они враждебно настроены к советской власти и коммунистической партии. На религиозные праздники сестры ходят по домам колхозников и в некоторых домах совершают богослужение. Явившись в один из домов, они говорили колхозникам: «Завтра Господский праздник, лучше идти в церковь молиться Богу, а не в колхозе работать». Колхозницы в количестве восьми человек, вместо того чтобы работать в колхозе, ходят в церковь в село Петровское Шатурского района за 15 километров молиться Богу. А на вопрос, почему они не работают в колхозе, колхозницы отвечают: «Богу лучше молиться, а то Он нас всех накажет». В церковь с колхозницами ходят и сами монашки. В дома колхозников монашки приносят церковные книги и читают колхозникам о рождении Иисуса Христа, о сотворении Богом мира, о рае, о Страшном Суде.

26 февраля 1938 года власти арестовали послушниц и заключили в тюрьму в городе Егорьевске.

Послушница Мария Грошева

- Скажите, - спросил следователь послушницу Марию, - бывали ли случаи, когда вы вместе с Матроной Грошевой созывали к себе на дом колхозниц и устраивали у себя богослужения, особенно под религиозные праздники?

- Таких случаев не было, - ответила Мария, - но бывали случаи, когда колхозники заходили к нам поговорить о чем-либо или взять какую-нибудь вещь, необходимую для покойника, например покрывало. Я лично читаю Псалтирь над умершими.

- Скажите, бывали ли случаи, когда вы ходили по домам колхозников и вместе с религиозной пропагандой занимались антисоветской деятельностью, направленной на срыв работы в колхозе?

- Я специально для указанной цели по домам колхозников не ходила, но в отдельных случаях ходила в дома читать Псалтирь, но никакой подрывной работы против колхозов я не веду и против власти ничего не говорю.

- Вспомните случай, происшедший в ноябре, когда вы вместе с сестрой Матроной Грошевой совершали в домах богослужение и высказывали свое недовольство советской властью, называя большевиков антихристами.

- Этого я не помню, и случай с антисоветскими высказываниями я отрицаю.

- Вы говорите, что у себя на дому вы богослужений не совершали, а между тем при обыске в вашем доме были обнаружены церковные книги, кресты, чаши, ризы и другие принадлежности религиозного культа. Почему же вы не говорите истины?

- Да, я подтверждаю, что у меня указанные предметы были обнаружены, но они принадлежат церкви, у меня хранятся с момента ареста священников и закрытия церкви, но ни я, ни моя сестра на себя выполнение обрядов не брали, за исключением чтения Псалтири.

- Скажите, признаете вы себя виновной в антисоветской деятельности и агитации, направленной на подрыв советской власти и колхоза?

- Нет, в этом я себя виновной признать не могу.

Послушница Матрона Грошева

Тогда же была допрошена и ее сестра Матрона.

- Расскажите, чем вы сейчас, проживая при церкви села Туголес, занимаетесь? - спросил следователь.

- Вот уже двадцать лет, как я и моя сестра Мария прислуживаем во время богослужений в церкви и живем на церковные средства.

- Бывают ли у вас в доме колхозники и какие у вас с ними идут разговоры?

- В дом к нам иногда заходили разные лица; приезжающие издалека оставались у нас ночевать. Но вот уже три месяца, как закрыта церковь по случаю ареста священника, и потому на ночлеге у нас никого не бывает. Между нами ведутся разговоры на религиозные темы.

- Вам предъявляется обвинение в том, что вы вместе с Марией Грошевой занимаетесь антисоветской агитацией. Признаете ли вы себя в этом виновной?

- Контрреволюционной агитацией я не занималась и виновной себя в этом не признаю, но разговоры на религиозные темы мы ведем.

- Скажите, вы совершаете у себя на дому богослужения? Кто к вам ходит? И ходите ли вы по домам колхозников с целью совершения богослужений? И высказываетесь ли против колхозов и советской власти?

- Богослужений на дому у меня не бывает, но колхозникам, или кто приходит, я рассказывала о Христе. По домам колхозников для совершения церковных обрядов я не ходила и недовольства советской властью не высказывала. О том, что в праздничные дни нужно молиться, я говорила, и что работа в колхозе подождет, это верно, но в этом я никакой агитации не усматриваю. Имея цель помолиться Богу, я после закрытия церкви у нас в селе Туголес ездила в церковь села Петровского Шатурского района. Со мной ездили и другие лица, в том числе и колхозники.

11 марта 1938 года тройка НКВД приговорила послушниц Марию и Матрону к расстрелу, и они были перевезены в Таганскую тюрьму в Москве. Послушницы Мария и Матрона Грошевы были расстреляны 20 марта 1938 года и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалам Православие и мир


 
« Пред.   След. »
День памяти
29 декабря (16 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадал:  сщмч. Аркадий (Остальский), еп.                                                                          и иже с ним расстреляно ...Подробнее...

25 декабря (12 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне было расстреляно 119 человек. Вечная им память! Подробнее...

22 декабря (9 декабря ст.ст.)
Синодик
В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадали:  сщмч. Василий (Ягодин), прот.; сщмч. Александр (Буравцев), свящ.                                  ; протоиерей Симеон (Зверев); священник Сергий ...Подробнее...

Популярные статьи
  • Спецобъект "Бутовский полигон" (история, документы, воспоминания)
    Предпросмотр | Подробнее...

    Деревня Бутово, давшая название и железнодорожной станции, и дачному поселку, возникшему во второй половине XIX-го века около нее, стояла на восемнадцатой версте старого Варшавского тракта. То же название дано было впоследствии и поселку “Бутовский полигон”, расположенному километрах в двух от деревни.

  • ДМИТЛАГ (Из истории строительства канала Москва-Волга)
    Предпросмотр | Подробнее...

    Во втором выпуске Книги Памяти "Бутовский полигон" помещены списки с именами заключенных Дмитлага, которые были расстреляны в Бутово. Здесь лишь небольшая часть имен из просмотренных восьми тысяч дел.

    Дмитлаг, крупнейшее лагобъединение ОГПУ-НКВД СССР, существовал с 1932 по 1938 год и располагался на территории Московской области и отчасти даже в самой Москве. Порожденный советской карательной системой, Дмитлаг был создан для использования труда заключенных на строительстве канала Москва-Волга.

  • Художники и Бутовский полигон
    Предпросмотр | Подробнее...

     В числе казненных на Бутовском полигоне оказалось много художников — около ста. Известные живописцы, скульпторы, графики и скромные оформители витрин, шрифтовики, текстильщики; люди в расцвете сил и таланта, и художники, чье дарование только обещало развернуться в дальнейшем. Нет нужды искать логики или хоть какого-то смысла в выборе жертв. В числе погибших — художники на любой вкус: есть авангардисты, есть соцреалисты. Один расстрелян потому, что он латыш, другой — потому что поляк или немец, итальянец или австриец, третий — потому что был “неподходящего” происхождения, четвертый — потому что ходил в церковь и т. д., и т. п.

  • Бутовский полигон
    Предпросмотр | Подробнее...

    На духовном небосводе России в минувшем 20 веке появилось множество звезд и даже созвездий. Одно из них просияло над Бутовым.

    Бутово… У большинства москвичей это слово ассоциируется с огромным новым жилым районом, вынесенным за пределы московской кольцевой автодороги.

  • Священнослужители и миряне, пострадавшие в Бутово
    Предпросмотр | Подробнее...

    фотография, сделанная в Таганской тюрьме перед расстрелом Незадолго до своего последнего ареста св. митрополит Серафим (Чичагов) говорил: "Православная Церковь сейчас переживает время испытаний... Сейчас многие страдают за веру, но это - золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианст­ва".

    В России, как нигде в XX веке, проявилось противостояние Добра и Зла.