Главная страница arrow Судьба человека arrow Русский икар: Николай Николаевич Данилевский
Бутовский полигон
Святые новомученики
ГУЛАГ
Судьба человека
Храм
Расписание богослужений
Мемориальный центр "Бутово"
Буклет
Архив документов
Списки пострадавших
Карта сайта

Собор Бутовских новомучеников

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. Новый каменный храм.

Rambler's Top100

Русский икар: Николай Николаевич Данилевский Печать E-mail
13.04.2006 г.

Image Один из первых русских летчиков, Николай Николаевич Данилевский, оставил нам несколько очерков и статей, посвященных проблемам авиации. Свои “Воспоминания военного летчика” Н. Н. Данилевский закончил словами: “Нас осталось мало, иные разбились, кости иных покоятся на полях всемирной войны, иные, по воле судьбы, далеко от нас. Но все же хочется надеяться и думать, что тот дух и традиции, которые одушевляли нас в свое время, не пропали. На смену нам пришло новое поколение, выросла могучая семья молодых летчиков, и остается только пожелать, чтобы нравственная связь между нами и новыми свежими силами никогда бы не прерывалась".

Какой смысл вкладывал один из первых русских летчиков в слова: “тот дух” , “те традиции” , “нравственная связь”?.. Его жизненный подвиг позволит ответить на этот вопрос.

Николай Николаевич Данилевский родился 17 августа 1885 г. в городе Пензе, в дворянской семье. Его отец, полковник Николай Иванович Данилевский, вместе со своей женой, Капитолиной Ивановной, сумел дать сыну хорошее образование и передать ему высокие нравственные традиции. Одиннадцати лет мальчик был отдан в Воронежский кадетский корпус, по окончании которого в 1902 г. поступил в Павловское военное училище, которое окончил в 1905 г. по первому разряду и первой категории. С этого времени Н. Н. Данилевский всецело посвятил себя воздухоплаванию и авиации. В 1907 г. он окончил офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка в Петербурге также по первому разряду, а в 1911 г. стал выпускником Гатчинской авиашколы; после соответствующих испытаний он получил звание летчика. Там же, в Гатчинской авиашколе, до 1916 г. он состоял инструктором по полетам и начальником команды низших чинов.

До своей трагической кончины Н. Н. Данилевский продолжал учиться самостоятельно и старался передать свои знания и опыт младшему поколению. Сестра его, учительница математики в Бобруйске Лидия Николаевна Данилевская, писала: “Из-под крыла Николая Николаевича Данилевского вылетели такие соколы, как Водопьянов, Слепнев, Бабушкин, Фарих... ” Среди подчиненных Николая Николаевича был Геннадий Нелидов, ставший впоследствии мотористом у знаменитого П. Н. Нестерова.

Молодой инструктор по полетам, Данилевский был требователен к себе и подчиненным, заботился, чтобы они были хорошо накормлены, аккуратно и чисто одеты, обеспечены культурным досугом (в авиашколе, например, имелся свой оркестр балалаечников).

В 1-ю мировую войну в 1916—1917 гг. Н. Н. Данилевский командовал 10-м дивизионом Западного фронта. Он был награжден орденами Св. Анны 2-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 2-й степени. После октябрьского переворота, по ликвидации фронта, Н. Н. Данилевский вновь вернулся в авиашколу, где солдатами был выбран в школьный комитет.

 Image

Солдатский оркестр народных инструментов; в центре — Н. Н. Данилевский. Авиашкола в Гатчине, 1913 г. 

 

Image

Н. Н. Данилевский у самолета “Фарман-IV” на аэродроме в Гатчине, 1910-е гг.

Осенью 1918 г. Николай Николаевич был вызван в Москву и назначен начальником авиашколы вместо перешедшего на сторону белых капитана Борейко. Но не проработал Данилевский и трех дней, как был арестован и отправлен в Петропавловскую крепость. Оттуда почти всю партию арестованных перед годовщиной Октябрьской революции перевели на Васильевский остров (в Дерябинские казармы). Однако вскоре по ходатайству бывших подчиненных Николай Николаевич был в числе двенадцати человек освобожден с приказанием явиться в штаб округа, где был назначен инспектором авиации и воздухоплавания округа. В начале 1919 г. управление переехало в Иваново-Вознесенск, далее в Ярославль, где в конце года его расформировали. После этого Н. Н. Данилевский получил назначение в Витебск — на должность помощника начальника 3-го авиапарка, затем в 1920 г. стал начальником аэростанции вновь сформированного летного отдела Главвоздухфлота; там прослужил он до 1923 г...

Офицерская Воздухоплавательная школа. С.-Петербург. Н. Н. Данилевский (первый слева стоит) в группе офицеров. С этого года комдив Н. Н. Данилевский оставил военную службу и перешел в гражданскую авиацию. Он участвовал в разработке многих воздушных маршрутов, содействовал полетам советско-германской авиакомпании “Дерулюфт” . В 1925 г. он принял участие в организации уникального для того времени перелета шести советских самолетов из Москвы в Пекин. С 1926 г. Н. Н. Данилевский работал в обществе “Добролет” — специалистом по применению авиации, а после ликвидации “Добролета” в 1930 г. был назначен на ту же должность в Московское управление воздушных линий. Николай Николаевич Данилевский является одним из первых организаторов аэрофотосъемочных работ в России. В 1932 г. он стал начальником эксплуатационного техотдела летного управления “Госаэрогеодезия” и заместителем начальника управления этого же треста. Ради пользы дела Данилевский подбирал в летное управление опытных летчиков, несмотря на то что некоторые из них в прошлом служили в Белой армии. Сам он в Белой армии не служил.   

В марте 1933 г. средь бела дня прямо на службе Н. Н. Данилевского арестовали во второй раз. Одновременно с ним были арестованы его подчиненные: старший пилот К. К. Арцеулов, пилот В. С. Боженок, пилот Б. А. Иванов, старший механик Я. И. Слесарев и механик И. Ф. Матвеенко. Всем предъявили обвинение по ст. 58-10, 11. Данилевский был осужден на 3 года ИТЛ, его подчиненные получили значительно меньшие наказания. Свой срок Николай Николаевич отбывал в Кемьских лагерях на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Несмотря на тяжелейшие условия жизни, он и здесь, как всегда, был увлечен работой, организовывал полеты гидросамолетов, работал метеорологом и даже стал ударником труда.

Н. Н. Данилевский в саду дома на ул. Верхняя Масловка в Москве. Начало 1930-х гг. Каждые пять-семь дней он писал письма жене, актрисе московского передвижного (украинского) театра, Александре Матвеевне Данилевской-Чуенко. Он даже отправлял домой небольшие посылочки с Белого моря, в основном, “очень вкусную местную селедку” . Александра Матвеевна ездила с детьми на Север, навещала мужа...

В связи с отличной работой Н. Н. Данилевского освободили досрочно, но в Москве ему жить не разрешили. Он был выслан “за стокилометровую зону”. С 1934 г. он поселился в Рязанской области, где устроился работать начальником метеостанции при железнодорожном поселке Шилово, а с марта 1937 г. перебрался поближе к Москве и работал в той же должности, что и прежде, при станции Петушки Дзержинской (ныне Курской) ж. д. Несмотря на ничтожную зарплату, Николай Николаевич трудился с полной отдачей сил. Благодаря глубоким знаниям и исключительному трудолюбию, он вывел отстающие метеостанции в передовые, получал благодарности, грамоты от начальства.   

Для своих коллег-летчиков Н. Н. Данилевский был общепризнанным авторитетом. Еще до ареста 1933 г. известный русский летчик А. В. Беляков говорил о нем: “Когда возникали сложные вопросы, требующие немедленного разрешения, всегда обращались к Данилевскому” . Николай Николаевич Данилевский обладал редким качеством — уважительным отношением к изобретательству, к творческому труду. Он стремился бескорыстно пропагандировать “чужие” идеи, оказывал всевозможную помощь изобретателям. В очерке “Русские Икары” Н. Н. Данилевский писал: “Я... производил испытания многих ценнейших изобретений безвестных авторов, но, несмотря на хорошие результаты, изобретения не осуществлялись. Например, в 1913 г. я произвел испытание действия пулемета в полете. Испытания показали полную возможность стрельбы с самолета. И все же в 1914 г. русские летчики пошли на войну, имея на вооружении Наган или, в лучшем случае, Маузер” . Далее он пишет: “Наиболее талантливым и плодотворным изобретателем того времени был, несомненно, Сергей Алексеевич Ульянин ... ” “Талант Ульянина, — продолжает автор очерка, — был многогранен и разнообразен. Кажется, не было той отрасли в авиации, куда бы он не внес своих усовершенствований” .   

Н. Н. Данилевский надеялся, что после Октябрьской революции к изобретателям и их творчеству будут относиться с большим пониманием. Но этого, к великому сожалению, не произошло. Высокопоставленным лицам, от которых зависело обеспечение авиации надежными самолетами, в частности, для аэрофотосъемочных работ, жесткие требования Данилевского не могли нравиться. Не понравилось им и особое мнение, высказанное им на заседании Совета труда и обороны (СТО): Данилевский был против строительства самолетов-гигантов, наподобие самолета “Максим Горький” , и дирижаблей-гигантов. Николай Николаевич Данилевский говорил, что наша страна пока не столь богата, чтобы строить гиганты. В настоящее время, считал он, нам нужны сравнительно недорогие самолеты для обороны страны и для народного хозяйства. По воспоминаниям дочери Данилевского, Елены Николаевны Домриной (Данилевской), ее отец был “заядлым книгочеем” , любил больше всего Гоголя; был общителен, имел много друзей... Отдыхом и любимым развлечением для него был волейбол.В конце 30-х гг. Николаю Николаевичу Данилевскому, всеми уважаемому, известному человеку, предложили быть секретным осведомителем, давать информацию в органы НКВД на друзей и сослуживцев. Но он не побоялся отказаться от такого предложения. Дальнейшее уже было делом времени.    

Н. Н. Данилевского арестовали 25 января 1938 г. на метеостанции в Петушках и отправили в Таганскую тюрьму. На следующий день дочь Данилевского получила записку. Писал младший сын хозяйки дома в Петушках, где снимал угол за занавеской Николай Николаевич. В записке говорилось: “Ляль, вчера арестовали твоего папу, вместе с ним и моего старшего брата. Приезжай за вещами” .

Семейная фотография. Слева направо — А. М. Данилевская-Чуенко, дети Данилевских — сын Константин и дочь Елена, Н. Н. Данилевский, 1936 г. Данилевскому было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации, высказывании “пораженческих взглядов” по адресу Советской власти и, что самое удивительное, в “нанесении оскорбления Герою Советского Союза, депутату Верховного Совета Союза ССР тов. Водопьянову” . Даже в выписке из протокола заседания тройки УНКВД по МО от 16 февраля 1938 г., приговорившей одного из первых летчиков страны к расстрелу, повторяется то же абсурдное обвинение.   

Сам же М. В. Водопьянов, по воспоминаниям сестры Николая Николаевича, говорил: “Если бы не Н. Н. Данилевский, я бы не только Героем Советского Союза, но и летчиком не стал бы”. Действительно, М. В. Водопьянов, работавший в 20-х гг. мотористом у Данилевского, рвался в летную школу, но его не брали, т. к. он был сыном “кулака”. Данилевский хлопотал за него, после чего Водопьянова приняли в авиашколу; его мечта исполнилась, он стал летчиком. Вскоре после окончания школы у Водопьянова случилась авария. После этого он летал мало. Прославился же он во время эпопеи по спасению челюскинцев. А в мае 1937 г. он посадил тяжелый самолет на Северном полюсе, высадив четырех полярников во главе с И. Д. Папаниным. Н. Н. Данилевский не мог не радоваться успехам Водопьянова как летчика. Единственно, с чем был не согласен Данилевский, это с шумихой, поднятой по поводу этих полетов; он рекомендовал молодому летчику не афишировать заранее перелеты, связанные с особыми трудностями, считая это нескромным и даже отчасти рискованным. М. В. Водопьянов без всяких обид принял совет к сведению. Надо сказать, что сатирические стихи и насмешливые высказывания по адресу Водопьянова и, соответственно, обвинения в оскорблении Героя Советского Союза встречаются во многих следственных делах 1937—1938 гг. Нам сейчас трудно объяснить себе причины иронического отношения наших соотечественников к официально признанному подвигу Водопьянова. (Ред.)

Данилевский и Водопьянов бывали в гостях друг у друга. Водопьянов жил тогда на ул. Серафимовича в Доме Правительства. Для книги Водопьянова “Полеты” Данилевский дал одну главу из своей рукописи “Русские Икары” . Причин “оскорбительно высказываться в адрес Героя Советского Союза Водопьянова” у Данилевского не было никаких. (М. В. Водопьянов и позже, уже в военные годы помогал семье Данилевских.)   

Николай Николаевич воспитал еще одного Героя Советского Союза — М. Т. Слепнева. И Водопьянов, и Слепнев были убеждены в абсолютной невиновности Данилевского, пытались добиться его освобождения, но безрезультатно.   

Н. Н. Данилевский (тюремная фотография). Расстрелян 21.02.1938 г. (Cм. “Бутовский полигон” . Выпуск второй. С. 151) Как в 1933 г., так и в 1938 г. отец виновным себя не признал. «Но, — говорится в обвинительном заключении, — допрашиваемый пояснил следствию, что он, действительно, говорил: “Меня Советская власть репрессировала ни за что”».(Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-2972. Протокол допроса от 26.03.1933 г. С. 23—24.)

И это было, конечно, чистой правдой.   

Прошло около двух лет со дня ареста Н. Н. Данилевского, в течение которых в Таганской тюрьме продолжали принимать для него передачи. Продуктовые посылки собирала жена Данилевского, отрывая необходимое от себя и детей. Наконец, в декабре 1939 г. была получена справка о том, что Данилевский Н. Н. “осужден на 10 лет без права переписки” .   

На самом же деле гражданин, сопричастный судьбам России, знаменитый летчик, стоявший у истоков создания отечественной авиации, был безвинно расстрелян 21 февраля 1938 г. и захоронен на Бутовском полигоне. В 1940 г. жена летчика, Александра Матвеевна Данилевская-Чуенко, написала письмо Берии, в котором она называла мужа “родоначальником русской авиации” , “всю жизнь положившим на ее развитие” . В заключение она писала комиссару госбезопасности: “Я своей жизнью ручаюсь в его абсолютной невиновности перед советской властью и прошу возможно скорее разобрать его дело” . На этом письме в деле имеется резолюция: “Жалоба безмотивная. Оставить без удовлетворения”. (Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-2972. Протокол допроса от 26.03.1933 г. С. 33. )

Николай Николаевич Данилевский выдержал все испытания, выпавшие на его долю, моральные и физические, никого не выдал, никого не оговорил. Он оказал сопротивление своим мучителям и, несмотря на гибель, вышел победителем. Так выходил он победителем, преодолевая земное притяжение, осваивая первые, еще не совершенные отечественные самолеты...

Н. Н. Данилевский был полностью реабилитирован в 1955 г.   

«Я глубоко убежден, — продолжая “крамольные” мысли Николая Николаевича Данилевского, пишет его сын, Константин Николаевич, — что процветание России наступит тогда, когда у нас будет уважительное отношение к людям творческого труда, прежде всего, к ученым и изобретателям, и будет обеспечено соблюдение их прав»...                                                                                                                                       

По материалам семьи Данилевских 


 
« Пред.