Главная страница arrow Мемориальный центр "Бутово" arrow Выйти навстречу мученикам. Часть I
Бутовский полигон
Святые новомученики
ГУЛАГ
Судьба человека
Храм
Расписание богослужений
Мемориальный центр "Бутово"
О центре
Буклет
Архив документов
Списки пострадавших
Карта сайта

Собор Бутовских новомучеников

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. Новый каменный храм.

Rambler's Top100

Выйти навстречу мученикам. Часть I Печать E-mail
09.09.2011 г.

Директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Владимирович Гарькавый Предлагаем вашему вниманию интервью с  директором Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорем Владимировичем Гарькавым. Беседовал один из наших постоянных авторов Андрей Анатольевич Мановцев.

Игорь Владимирович, расстрелы 1937 года начались в конце лета? По всей стране?

Да, с начала августа по всей стране тогда начались массовые казни. Это была кампания жестокого террора, которая охватила всю территорию Советского Союза, но особенно страшную и кровавую отметину она оставила в крупных городах, где проживало большое количество населения. Москва как город, население которого к тому моменту достигло уже почти четырех миллионов человек, естественно, привлекала особое внимание властей.

Для организации казней здесь было выделено два места: Бутовский полигон и Коммунарка. Точнее, на Бутовском полигоне происходили казни и захоронения, а в Коммунарку привозили только тела казненных в московских тюрьмах. Также для уничтожения тел использовался московский крематорий на новом кладбище Донского монастыря, иногда еще захоранивали на московских кладбищах, когда машина уничтожения уже не справлялась с оборотами.

В вашем храме существует традиция особо отмечать 8 августа, первый день расстрелов на Бутовском полигоне, совершать крестный ход к поклонным крестам на Бутовском полигоне, служить заупокойную литию по погибшим на этом месте. Скажите, такая традиция возникла с первых же лет существования храма или она закрепилась недавно? Что Вы скажете об этой традиции?

Списки расстрелянных на Бутовском полигоне удалось обнаружить в 1993 году, и тогда же удалось выяснить дату начала расстрелов. Первое время, насколько я знаю, когда на Бутовский полигон уже стали приезжать родственники погибших, день этот особо не отмечался. Но о нем вспоминали на совместных встречах, как-то выделяли из других дней календаря. Ситуация изменилась, когда появились храмы. Сразу же, как только был построен деревянный храм (это произошло в 1996 г.), отец Кирилл стал стараться назначать на этот день панихиду и каким-то образом литургически его отмечать; получалось это не всегда.

Большой поклонный соловецкий крест на барже в шлюзе Но в 2007 году именно к этой дате была совершена весьма значимая акция: сюда, на Бутовский полигон, был привезен с Соловецких островов большой поклонный крест. И 8 августа 2007 года перед этим поклонным крестом владыка Арсений, архиепископ Истринский, совершил панихиду о всех пострадавших на Бутовском полигоне, также был совершен и молебен новомученикам Бутовским. Так было положено начало традиции, о которой мы говорим. С тех пор каждый год 8 августа, в день начала массовых казней на Бутовском полигоне мы стараемся собираться здесь, приглашаем родственников пострадавших, приглашаем всех, кто так или иначе принимает участие в жизни нашего прихода и в работе мемориального центра - для того, чтобы эту дату отметить. Я должен сказать, что это не только наша, бутовская традиция. Так же начало расстрелов отмечают на Соловках, что примерно совпадает с 3-4 августа. И в других местах, где совершались массовые казни, группы активистов, организаторов местных мемориальных центров также пытаются проводить - в день начала расстрелов - или собрания, или поминальные богослужения. Ибо в памяти соотечественников должна сохраняться память о том, что такая мрачная страница в нашей истории - была!

Восьмое августа можно считать первым днем особого бутовского календаря. У нас есть стенд, где выставлена подробная информация о хронологии расстрелов: с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года, по материалам расстрельных списков. На стенде показано, сколько людей в какой день было расстреляно. К сожалению, ни мы не готовы, ни общество не готово к тому, чтобы каждый день расстрелов на Бутовском полигоне отдельно вспоминать и отдельно отмечать.

Да, эти дни ведь разрежены, и поэтому это было бы уместно.

8 августа 2010 года. День памяти начала массовых расстрелов в Бутове Вот если празднуется память кого-нибудь из известных новомучеников или если наверняка приедет много родственников погибших (в дни особо массовых расстрелов) - такой день особо отмечается. Хотя я должен сказать, что каждый день расстрелов выделяется литургически. Если в этот день празднуется память одного из новомучеников бутовских, то совершаются литургия и панихида. Если же в день расстрела не пострадал никто из прославленных новомучеников, то в этом случае служится панихида. Иногда, если погода позволяет, она совершается у малого поклонного креста, который стоит прямо у захоронений посреди Бутовского полигона. Конечно, на таких панихидах в будние дни людей присутствует немного, не все и знают о них. Таким образом, как праздник Нового года - символ целого года, так и здесь 8 августа - символ всей хронологии расстрелов на Бутовском полигоне. Всего, я напомню, здесь с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 было расстреляно и захоронено 20760 человек. Пока, к сожалению, не так уж много людей собираются здесь в этот день, но мы надеемся, что, с течением времени, их будет много больше.

Есть кто-нибудь из прославленных новомучеников, кто пострадал 8 августа 1937 года?

Нет. Расстреляно в этот день было 91 человек, но среди них пока никто не прославлен в лике новомучеников.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о 8 августе 2007 года, о том, как прибыл сюда большой поклонный крест.

Большой поклонный соловецкий крест на барже у стен московского Кремля В этот день страна должна была отмечать 70-летнюю годовщину начала массовых казней, начало печально знаменитой «ежовщины». К великому нашему сожалению, мы не могли не заметить, что к этой дате никакой подготовки не происходит. Имело место как бы скорбное бесчувствие. Абсолютная апатия, полное нежелание ни у властей, ни у общества возвращаться памятью к тем событиям. Все знали о преступлениях 1937 года, но буквально никто, кроме активистов общества «Мемориал», может быть, не собирался проводить никаких мероприятий, связанных с началом августа 1937 года. Желая как-то всколыхнуть общественное сознание, напомнить о той страшной эпохе, которая, надо сказать, изменила нашу страну и оказывает влияние на нашу жизнь до сих пор, напомнить о сотнях тысяч людей, погибших в ходе тех безжалостных и (с какой бы то ни было точки зрения) бессмысленных репрессий, мы и запланировали акцию «Крестный путь».

Значит, это была бутовская инициатива?

Да, это была инициатива нашего храма и нашего мемориального центра. Она нашла поддержку у ряда общественных деятелей, у некоторых депутатов Государственной Думы. Нашлись люди, которые пожертвовали на эту акцию определенные средства. В итоге, в основном при поддержке фонда «Андреевский флаг», мы смогли большой поклонный крест провезти с Соловков в Москву по рекам и каналам на особой барже. Крест был изготовлен на Соловках, в мастерских Спасо-Преображенского монастыря, мастером Георгием Кожекарем. Мы прошли по Беломоро-Балтийскому каналу, по Волжско-Балтийской системе, каналу Москва-Волга... Наш маршрут был поистине крестным путем, ибо начинался на Соловках и проходил по каналам, которые строили в середине 1930-х годов тысячи и тысячи заключенных. 6 августа 2007 года мы оказались в Москве, и соловецкий поклонный крест прошел у стен Белого дома, храма Христа Спасителя и московского Кремля.

Приснопамятные фотографии!

Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин на Бутовском полигоне Да, в тот день что-то произошло, что-то важное, как нам кажется. Хотя в столице народу было немного - начало августа все-таки, - но к тому моменту, когда крест подошел к Москве, он оказался в центре внимания главных средств массовой информации. О событии узнали и таким образом вспомнили, что страна отмечает 70-летнюю годовщину с начала массовых репрессий. Мне кажется, эта акция своей цели достигла. Во всяком случае, тогда нам удалось привлечь внимание общества, внимание политиков. Неслучайно через два с половиной месяца, 30 октября, на Бутовский полигон приехал . Акция завершилась панихидой и молебном 8 августа 2007 года у большого поклонного креста, который стал теперь неотъемлемой частью пространства около каменного храма. Насколько нам известно, что подтверждает и Георгий Кожекарь, это самый большой резной православный крест в России, а, может быть, и в мире: его высота составляет 12,5 метров, а размах его горизонтальной перекладины - 7,5 метров.

Уже несколько лет прихожане вашего храма совершают паломническую поездку по местам, связанным с новомучениками и исповедниками Российскими, приурочивая возвращение к 7-му августу, чтобы 8-го числа быть на службе. Как зародилась эта традиция? Куда вы ездили в этом году? Что было самым главным в этой поездке?

Софийский собор в Тобольском кремле (2008) После акции «Крестный путь» 2007 года мы решили совершать каждый год поездки к местам памяти, которые связаны с бутовскими новомучениками, а также к тем местам, которые связаны с массовыми репрессиями советского времени. С тех пор каждый год в конце июля мы отправляемся к тем местам, где жили, трудились во славу Божию или терпели те или иные притеснения наши бутовские святые. Кроме этого, мы обязательно стараемся найти и посетить места, подобные Бутовскому полигону и также связанные с 1937-38 годами. Теперь такие места могут располагаться и за пределами России: год назад мы ездили в Прибалтику, в этом году на Украину. В 2008 году, в 90-ю годовщину мученической кончины царской семьи, мы побывали в Тобольске и на Урале. Эти поездки нельзя назвать просто паломническими, у нас даже есть разногласия, как их называть. В документах бутовского мемориального центра я называю их научно-методическими, а некоторые люди предлагают называть их экспедициями. Действительно, мы же не просто посещаем, мы исследуем места, которые связаны с новомучениками. Мы многому учимся, перенимаем опыт, делимся своим опытом. Конечно, в своих поездках-экспедициях мы не проходим мимо православных святынь, посещаем храмы, молимся у чудотворных икон. Но маршруты их связаны с обозначенной тематикой.

Встреча иконы сщмч.Аркадия Остальского в селе Скаковка Наш интерес к Украинской земле определился, главным образом, тем, что здесь, на Бутовском полигоне, в декабре 1937 года, был расстрелян владыка Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий. Так мы оказались на Житомирщине, родине священномученика Аркадия. Кроме того, мы посетили две Лавры - Киево-Печерскую и Почаевскую, - а также несколько монастырей. Особо значимым для нас было посещение мест, связанных с массовой гибелью людей на Украине. Прежде всего, это Быковнянские могилы. Примерно в 20 километрах от Киева есть Быковнянский лес, где в 1930-е годы происходили захоронения жертв массовых репрессий, - там сейчас находится мемориальный комплекс. При поддержке посольства Украины в Российской Федерации, а также Украинского института национальной памяти (УИНП), мы смогли установить прямой контакт с руководством Быковнянского мемориального комплекса.

Быковнянский лес и памятник жертвам массовых репрессий Разговоры о создании этого комплекса начались еще в начале 1990-х годов, но существует он недавно. Встретили нас как коллег. Показали, что уже создано в мемориальном комплексе, рассказали и о перспективном плане развития. Ситуация у них более сложная, чем на Бутовском полигоне. Это лес. Захоронения там продолжались до начала немецкой оккупации, затем там появились могилы расстрелянных советских военнопленных, затем - братские могилы воинов Красной Армии. Территория мемориального комплекса в Быковне насчитывает примерно 200 га, функционирует же комплекс как государственный музей, и в этом, надо сказать, принципиальное отличие Быковни от Бутово. Там, как и в Левашово под Питером или в Сандормохе в Эстонии, растет сосновый лес и среди деревьев - достаточно явные захоронения. Проведено изучение территории, эксгумация некоторых останков и захоронение их в братской могиле, можно сказать, в одной скудельнице... Планируется создание музея и нескольких мемориальных сооружений, но все это в проекте. Покамест ни одного строения там нет, коллегам предстоит еще очень много работы. Наше общение было содержательным и очень дружеским. Мы не почувствовали никакой конфронтации, тема массовых репрессий ни в коем случае не рассматривается ими как антироссийская.

Более того, в Киеве есть музей голодомора, созданный при президенте Ющенко и, очевидно, с тенденциозными намерениями - "Мемориал памяти жертв голодоморов в Украине". До сих пор многими как в России, так и на Украине этот музей воспринимается как антироссийский проект. Но, при нашем посещении этого музея, его руководство заверило нас, что рассматривает тему голодомора шире, чем геноцид только украинского народа. Они сейчас пытаются скорректировать концепцию музея и показать, что голодомор - это порождение политики советской власти, дополнить свою экспозицию материалами о голоде 1921-1922 годов, предполагается внести и информацию о голоде 1947 года. Конечно, они выделяют Украину как территорию, которая особенно пострадала, и делают на этом акцент, но в словах о голоде на Украине я не почувствовал никакой антироссийской интонации. Это было особенно важно, поскольку у нас одна судьба, одна общая боль, которую разделяют все народы, населявшие Советский Союз. Подозревать же, что одни пострадали больше других и что украинцы пострадали по вине русских, было бы просто безнравственно.

В музее голодомора. Книги памяти Надо сказать, что история моей семьи, связана с этой темой. Мой прадед, диакон Симеон Самойленко, служил под Полтавой. Он был одним из тех священнослужителей, которые погибли во время голодомора. Как лишенцы они были фактически обречены на смерть: люди и так умирали, а у священников и вовсе не было шансов уцелеть. Прадед погиб в 1932 году, и для нашей семьи это память о родном человеке, который до конца нес свой крест. Поэтому меня задевает, когда тема голодомора используется в политических играх. На мой взгляд, это недопустимо. Тут была общая беда, исходившая от преступного режима, обрекшего разные народы и многие местности на голодное вымирание. Пострадала не только Украина, пострадала сильно и Кубань, пострадали территории Казахстана и Поволжья. И сейчас - быть может, на уровне общественных инициатив - нам нужно постараться сохранить память о тех страшных годах так, чтобы она не была покрыта политическими межами и не становилась предметом спекуляций.

В других местах мы также встречались с краеведами, с людьми, которые изучали эту тему, занимались ей. Отрадно, что на Украине страдания предыдущих поколений находят отклик в общественном сознании. Пусть музей голодомора был создан из политических целей, сейчас это не так важно. У нас-то, в России, ничего подобного просто нет! Президент Дмитрий Медведев говорил недавно об этом - посмотрим, будут ли реализованы в ближайшем будущем высказанные им благие пожелания.

Но обратимся к основной цели нашей поездки. Она была посвящена памяти священномученика Аркадия (Остальского), именно поэтому наш маршрут прошел по землям Житомирщины. Мы были в том селе, в котором когда-то в семье священника и родился будущий святитель. Скаковка, недалеко от Житомира. Там нас принимал местный приход, была Божественная литургия, после которой - радушная украинская трапеза, с настоящим караваем, с хлебом-солью. Туда же была привезена из Хмельницкой епархии чтимая икона священномученика Аркадия. Так что, повторяя слова местных жителей, вместе с нашей группой в храм родного села пришел сам Святитель.

Божественная литургия в селе Скаковка

Затем и наша делегация, и священнослужители, принимавшие участие в богослужении, и многие другие люди, приехавшие на родину владыки Аркадия в этот день, отправились в Житомир, на мероприятие научно-исторического характера. Там состоялась презентация второго тома книги «Мы не должны бояться никаких страданий», посвященной жизни, исповедническому подвигу и мученической кончине владыки Аркадия. Это очень интересное издание, в котором собраны не только различные документы и материалы, но и акафисты, составленные святителем и обнаруженные в его бумагах, публикуются также и его миссионерские работы, труды против сектантов, полемика с униатами. По инициативе составителя этих двух томов, дьякона Игоря Кучерука, в здании научной библиотеки была организована встреча представителей научной общественности города Житомира, нашей делегации и всех желающих. Прозвучали доклады, содержательные, интересные, посвященные жизни владыки Аркадия и основанные на документах житомирского архива и тех архивов, которые связаны с пребыванием владыки Аркадия на Соловках и его мученической кончиной на Бутовском полигоне.

Расскажите, пожалуйста, вкратце о жизни священномученика Аркадия Остальского. Многие читатели наверняка не слышали о нем или знают лишь имя. Что примечательного связано с подвигом этого святого?

Владыка Аркадий Остальский (фото с сайта pravmir.ru) Владыка Аркадий - человек с уникальной судьбой. Достаточно отметить только один факт его биографии, чтобы это проиллюстрировать. Владыка Аркадий больше всех архиереев нашей Церкви провел времени на Соловках, в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Арифметически это примерно девять лет. Он был арестован в конце 1920-х годов за то, что покинул место ссылки, провел на Соловках почти полностью весь свой срок, затем - на Соловках - был повторно осужден за то, что совершал тайные богослужения и укреплял в вере своих соузников. Старался поддержать тех православных священников и монахов, которые в условиях лагерного ада начинали впадать в уныние, думали об оставлении своего священнического сана или об отказе от монашеских обетов.

Пожалуй, наиболее впечатляющим документом, относящимся к жизни владыки Аркадия, является его соловецкое следственное дело. К примеру, один из доносчиков информирует руководство лагеря о том, что владыку Аркадия не только православные священнослужители, но даже и уголовники воспринимают как человека авторитетного «и каждое его слово почитают как святое» - это буквально фраза из доноса. Отбыл он свой срок и оказался в Москве прямо перед началом «большого террора», в начале 1937 года. Известна его беседа с одним священником. «Много пострадал, - сказал он о себе, - за православную веру. Но готов трудиться во славу Божию и готов еще пострадать за веру и Церковь, если это потребуется». И это потребовалось довольно скоро - он был расстрелян 29 декабря 1937 года. На свободе владыка пробыл, таким образом, меньше года. В Москве он получил назначение - стать епископом Бежецким, викарным епископом Тверской епархии, но до места служения так и не доехал. Когда начались массовые аресты, владыка Аркадий жил в Калуге. После ареста калужского владыки он решил, что надо уезжать, 21 сентября сел на поезд в Калуге и в ночь на 22-е был арестован сотрудниками НКВД, снят с поезда и доставлен в Москву.

Можно сказать, что владыка Аркадий связывает во единое целое несколько важных для нас координат: Соловки, Украину и Бутовский полигон. Интересно, что он связан и с владыкой Серафимом (Чичаговым). Это относится к истории ареста, в результате которого он оказался на Соловках. Нет возможности подробно останавливаться на его жизнеописании. Скажу только, что, будучи епископом Лубненским, викарием Полтавской епархии, он был сослан на Кавказ в 1927 году и оттуда бежал. Доехал до Ленинграда, пробыл там тайно Великий пост, но на Пасху 1928 года открыто принял участие в богослужении, в Александро-Невской Лавре. И сказал такую вдохновенную проповедь, что владыка Серафим (он ведь был митрополитом Ленинградским и Гдовским в то время) предложил ему стать викарным епископом Ленинградской епархии. Тогда владыка Аркадий признался, что положение его нелегально. Владыка Серафим предложил ему, чтоб не было хуже, добровольно придти с повинной в ОГПУ. Владыка Аркадий поехал в Москву и посетил митрополита Сергия (Страгородского), который, надо сказать, никак не советовал ему идти на Лубянку, а уж раз он обрек себя на скитальческую жизнь, то так дальше и жить, а там будет видно. Тем не менее, владыка Аркадий пришел в приемную ОГПУ на Лубянке, и дальше пошел по этапам...

Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь. Крестный ход к месту освящения креста Владыка Аркадий, человек редких дарований, показал всей своей жизнью, что можно быть живой иконой Христа и в лагерной камере, и в штрафном изоляторе, и среди людей, чуждых его взглядам и убеждениям. В самых тяжелых условиях соловецкого заключения он сохранил свою веру и свои принципы. В Соловецком лагере владыкой Аркадием была выношена одна очень важная мысль, которой он поделился со своими московскими собеседниками в 1937 году. Он сказал, что надо трудиться над нравственным возрождением Церкви. Он понял на Соловках, что Церковь сможет победить в своей неравной борьбе с безбожной властью, если очистится внутренне. Только очистившись внутренне, она обретет опору во Христе. Конечно, такие люди, как владыка Аркадий, были опасны для советской власти. При своих дарованиях и при таком внутреннем стержне владыка Аркадий мог много сделать для Церкви. Однако, убив его, безбожники просчитались, поскольку теперь он в ином качестве пришел к людям, и его личность, его образ в наше время играют особую роль в жизни Украины, особенно Житомирщины.

Дело в том, что всюду на правобережной Украине православные сталкиваются - не побоимся резкого слова - с интервенцией сект, плюс проблемы с униатами, да ведь и сама Украинская Церковь разделена на три юрисдикции, из которых канонической является только юрисдикция Украинской Церкви Московского Патриархата, возглавляемая блаженнейшим митрополитом Владимиром. Теперь у канонической православной Церкви на Украине есть небесный покровитель, сияющий, как звезда. Мы были свидетелями тому, как чтят его память, сколь чтимой, в частности, является его икона. Этот мученик, свидетель Христов, проявил свою верность и патриарху Тихону, и его преемникам. Таким образом, он олицетворяет собой духовную, нравственную силу той канонической Церкви, которая сейчас, в очень и очень непростых условиях, существует на Украине. И то, что теперь и труды его предъявлены пастве как свидетельство веры и верности Церкви, стало важным фактором церковной жизни - не только Житомирской и Хмельницкой епархий.

Почаевская лавра Владыку Аркадия знают и в Почаевской Лавре, и в Киеве. Здесь стоит также учесть и то, что на Украине ситуация с прославлением новомучеников непростая и даже не очень ясная. Ведь если посмотреть в процентно-количественном отношении, то новомучеников и исповедников, прославленных на Украине, не так много. Еще меньше тех среди них тех, что почивают на этой земле своими святыми мощами. Мощи большинства из них не обретены. За все наше путешествие мы встретили только одни обретенные мощи - митрополита Владимира Богоявленского, в Киевских пещерах. Мощи же тех священников и епископов, которые пострадали в 1930-е годы, по большей части поклонению не доступны, а многие из них еще и не прославлены и пастве церковной неизвестны. Последнее, видимо, можно объяснить непростыми условиями, в которых живет Православная Церковь на Украине. И на фоне того, о чем сейчас сказано, личность владыки Аркадия приобретает особое значение. Он прославлен, его знают в России, его очень почитают на Соловках. Через Соловецкий монастырь, который посещают тысячи паломников, его жизнь и подвиг становятся известными по всей России и за ее пределами.

Владыку Аркадия знают и почитают на родной для него Украине. Он оставил труды, оставил нам пример своей жизни, его духовное достояние стало достоянием Церкви, он вернулся к нам в новом качестве и продолжает работать над нравственным возрождением Церкви, защищает каноническое православие на родной земле и показывает, что Православная Церковь едина, ее нельзя разделить политическими границами. Надеюсь, что благодаря выходу в свет трудов владыки Аркадия, а, может быть, благодаря и этой публикации, 29 декабря в наш храм придет много людей, чтобы соборно почтить память священномученика и обратиться к нему с общей молитвой, у той братской могилы, которая сохраняет также и его святые мощи.

Расскажите, пожалуйста, о посещении Киева. Что было особенно важным для вашей группы?

В Киево-Печерской лавре О Быковнянском лесе и о музее голодомора я уже сказал. В Киеве все важно для православного человека, это же «мать городов русских», как писал преподобный Нестор. Можно много перечислять и всего не охватишь. Это и знаменитые храмы и монастыри, с которых начиналась наша история, это и Десятинная церковь, это и непостижимая в своем величии Киевская София. Это и киевские пещеры, а точнее сказать, пещерные монастырские комплексы, которые мы посещали с Владиславом Дятловым, сотрудником музея истории города Киева. А Владислав, наш путе-водитель (это слово мне больше нравится, чем «экскурсовод»), занимается, в первую очередь, изучением пещерных монастырей. Поэтому мы посетили не только Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерского монастыря, обычное место посещения всех паломников, но и Зверинецкие пещеры, а также мало известный скит - Церковщину.

В деревянном храме вашего прихода антиминс содержит частицу мощей священномученика Лукиана Печерского. Теперь вы будете иметь возможность прикладываться к частице его мощей. Примечательно, что храм новых мучеников Российских оказался связанным с более древним мучеником. Расскажите о нем, пожалуйста. И прокомментируйте указанную связь.

Прежде всего я должен сказать, что деление мучеников на старых и новых условно. Один подвиг, одна Церковь, одна вера. Один Дух Святый свидетельствует о Себе в деяниях святых, которые пострадали за Христа в эпоху древней Церкви, и тех, которые пострадали за свою веру, убеждения, за Церковь Христову сравнительно недавно. Поэтому столь важно связать прошлое и настоящее, связать разные эпохи церковной истории и показать преемственность благодатного служения. Так что еще при освящении деревянного храма, состоявшемся в 1995 году, мы очень внимательно отнеслись к тому, что в антиминсе будет находиться частица мощей Лукиана Печерского, священномученика XIII века. Надо сказать, что для настоятеля нашего храма протоиерея Кирилла Каледы почитание святых имеет особое значение. С таким же благоговением к памяти святых, к мощам святых относился и его отец, известный проповедник и духовник протоиерей Глеб Каледа. И, хотя обычно на это не обращают внимания, отец Кирилл очень серьезно относится к тому, мощи каких святых находятся в антиминсах наших храмов.

Деревянный храм на месте захоронений. Фото С.Губачева Так уж вышло, что в 1996 году деревянный храм, который находится здесь на месте захоронений, получил от Патриархии в антиминсе частицу мощей Лукиана Печерского. Известно об этом святом немного, тем не менее его нетленные мощи пребывают в пещерах Киево-Печерской Лавры. Известно, что это был священник, погибший во время татарского набега, по одной версии во время Батыева нашествия в 1240 году, по другой - чуть позже, при одном из многочисленных нападений татарских орд на беззащитный Киев. Священник, претерпевший насильственную смерть за Христа, о котором более ничего не известно, а известно лишь Богу, - это прямо российский случай ХХ века! И одной из целей отца Кирилла во время нашей последней поездки было получить частицу мощей священномученика Лукиана, чтобы наши прихожане могли прикладываться к мощам древнего мученика, пекущегося о храме, посвященном мученикам ХХ века; ведь к антиминсу прикладываться нет возможности.

Игорь Владимирович, в одном из своих выступлений Вы высказали мысль о том, что традиция христианского паломничества к местам мученичества за Христа восходит к древним временам, к четвертому веку. Расскажите об этом, пожалуйста, нашим читателям.

История Церкви немыслима без истории почитания мучеников, Подвигоположником которых был Первый Мученик, Сам Господь наш Иисус Христос. Мучениками были и святые апостолы, и диакон Стефан, и сонм мучеников, имена которых украшают практически каждый день нашего календаря. Дни их памяти в древней Церкви, называвшиеся «день рождества» (dies natalis), т.е. день рождения для вечности, особо отмечались, почитались и теми, кто лично знал этих мучеников, и теми, кто только слышал об их подвиге. Также почитались и их святые мощи, в том случае, если их удавалось обрести. Порою почиталось само место мученической казни. К примеру, в Риме таким местом является площадь Навона, одна из красивейших площадей Вечного города. Она связана с именем святой Агнии, которой было только 13 лет, когда здесь, на этой площади, ей отсекли голову мечем. Позднее на месте ее кончины была построена церковь, называвшаяся Сант-Агнесса-ин-Агоне. «Ин агоне» значит «в борьбе», греческое слово, перешедшее в латинский язык. Здесь же место казни святых апостолов Петра и Павла, и других древних христианских мучеников.

«Агония» означает «борьба»?

Часовня прмц.Елизаветы у Алапаевской Да. Но мы под агонией подразумеваем предсмертные муки, а здесь имеется в виду другое. Древние церковные писатели «агоном» называли мученическую кончину того или иного святого и сравнивали, между прочим, мученика с атлетом, который вышел на борьбу с врагом, но борется он не с теми палачами, которые должны отсечь его голову, он борется со своим страхом, борется с бесами, которые пытаются его искусить и заставить сойти с креста. И если он эту схватку выдерживает, побеждает в ней, он увенчивается, как борец, одержавший победу в спортивном состязании. Такую параллель - между венком победителя и венцом мученика - было принято проводить еще со времен Тертуллиана. Так и наши храмы на Бутовском полигоне, и Храм-на-Крови в Екатеринбурге, и храм у Алапаевской шахты, и многие другие имеют тот же смысл - это храмы на тех местах, где была одержана победа над князем века сего, миродержцем тьмы.

Но наибольшим почитанием в древней Церкви пользовались мощи святых мучеников. Традиция совершать молитвенные собрания у гробов мучеников уже к четвертому веку стала давней, укоренившейся. Когда святитель Иоанн Златоуст говорит в своих поучениях о том, что из храмов верующие выходят к гробам мучеников, чтобы прославить их духовными песнями, он говорит об этом как о деле известном. Еще Ириней Лионский (священномученик II века) писал о такой традиции. На мой взгляд, именно эта традиция - исхождения к мученикам - послужила возникновению традиций христианского паломничества. Не только она, конечно, (ибо первым, по приоритету, местом паломничества была Святая Земля), но она внесла свою лепту. Путешествие по местам, связанным с подвигом мучеников, и поклонение мощам мучеников в Средние века входило в обычную программу паломничества к святыням Италии. Колизей стал общепризнанной достопримечательностью как раз потому, что его песок, как писал один из римских пап, полит кровью мучеников. Так что если не было возможности приобрести какую-нибудь святыню в Риме, можно было взять просто горсть песка в Колизее, и это было вполне достойной реликвией.

В России, в древности, самыми почитавшимися святыми были святые страстотерпцы Борис и Глеб (страстотерпцы - это, если выразить кратко, мученики, пострадавшие от «своих», а не от язычников), и места, с ними связанные, были одними из самых почитаемых и самых посещаемых русскими паломниками. И на Альте, где погиб Борис, и на Смедыни, где погиб Глеб, уже при Ярославе Мудром были построены памятные монастыри. Мощи святых страстотерпцев находились в Вышгороде, и Вышгород был одним из главных мест паломничества на Руси.

Икона сщмч.Аркадия Остальского (с сайта pstbi.ru) Возвращение к традиции паломничества к местам, связанным с мученическим подвигом святых, так важно для нас потому, что лишь при живом, молитвенно-благодатном прикосновении к их жизни и подвигу возможно полноценное освоение современным церковным сообществом того духовного наследия, которое оставили нам мученики. Мы это ясно видим на примере Аркадия Остальского, о котором шла речь. Ему, можно сказать, повезло. Есть группа почитателей, которые много потрудились над изучением его жизни, над изысканием его трудов, над публикацией материалов, с ним связанных. С участием родственников владыки Аркадия были написаны его иконы. Проводятся научные конференции его памяти. Благодаря этой деятельности, владыка Аркадий вернулся, стал участвовать в жизни тех епархий, в которых когда-то трудился. Также могут придти, потрудиться с нами, помочь нам все новомученики и исповедники - если мы потрудимся, чтобы увековечить их память.

Увековечивание памяти - это именно обретение памяти, это творческий процесс, это, можно сказать, наша попытка встретиться с ними, это наш выход навстречу им. В этом смысле то, о чем говорил святитель Иоанн Златоуст, и то, о чем мы сейчас говорим, что относится к современности, в глубине - одной сущности: выйти навстречу мученикам! Для нас это необходимо. Это может быть паломническая поездка, это может быть какое-то исследование и в итоге - издание книги, это может быть организация того или иного проекта, связанного с новомучениками, в интернете, это может быть, для каждого из нас, просто некоторая жертва своим временем и силами, чтобы обратить внимание на конкретного святого, столь близкого к нам по времени и пострадавшего за Христа. Тогда он придет к нам, станет нашим собеседником, станет нашим помощником, а самое главное - станет нашим небесным покровителем. Таким образом, если мы потрудимся, чтобы выйти навстречу мученикам, они сами придут к нам.


 
« Пред.   След. »