Главная страница arrow Мемориальный центр "Бутово" arrow Вспоминая о будущем
Бутовский полигон
Святые новомученики
ГУЛАГ
Судьба человека
Храм
Расписание богослужений
Мемориальный центр "Бутово"
О центре
Буклет
Архив документов
Списки пострадавших
Карта сайта

Собор Бутовских новомучеников

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. Новый каменный храм.

Rambler's Top100

Вспоминая о будущем Печать E-mail
10.01.2010 г.
Крест в Беларусии 29 декабря 2009 года на официальном сайте Республики Адыгея  появилось сообщение о встрече Президента Адыгеи Аслана Тхакушинова с представителями общественного движения "Адыгэ Хасэ", руководитель которого - Арамбий Хапай - попросил руководство республики об оказании поддержки в решении ряда вопросов. Среди вопросов укрепления адыгейской национальной культуры и языка, строительства мемориального комплекса «Память и Единение», посвященного памяти черкесов, погибших в Кавказской войне XIX века и рассеянных по всему миру, вдруг возник вопрос о придорожных Крестах, которые во многих уголках России и не только России устанавливаются христианами, как памятные знаки. 

Вот цитата из пресс-релиза: «В заключение участники встречи обсудили вопрос о несанкционированной установке в районах республики православных поклонных крестов. Представители «Адыгэ Хасэ» неоднократно выступали против появления данных религиозных символов вдоль автомобильных дорог и при въезде в населенные пункты. Размещение крестов в неустановленных местах воспринимается представителями некоторых других религий как пропаганда религиозного превосходства. Президент республики отметил, что данный вопрос требует тщательного исследования, так как находится на стыке религиозных и правовых норм. Вместе с тем, глава республики заверил, что вопрос переноса крестов, как предметов религиозного назначения, можно решить без ущемления чувств верующих».

 

Рис. 1А действительно, можно ли решить этот вопрос без ущемления чувств православных христиан, для которых Крест, на котором пострадал Иисус Христос, является важнейшим символом их религиозных верований? Или не вдаваясь в религиозный смысл происходящего, зададимся другим вопросом: возможно ли сейчас, в ХХI веке, поддерживать одну культуру, уничтожая символы другой?

Крест является неотъемлемой частью христианской культуры во всех уголках мира. Достаточно вспомнить гигантскую крестообразную статую Христа в Рио-де-Жанейро, кресты на дорогах Франции (рис.1. Одна из "Голгоф" во Франции), Германии, Австрии (рис.2. Придорожный Крест в Австрии), Чехии, не говоря уже о Греции, Италии, Балканских странах. Знамениты армянские хачкары - каменные стелы с резным изображением креста, обычно устанавливаемые у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов (рис.3. Хачкары в Адлере, Краснодарский край, Россия).

Свободная электронная энциклопедия «Википедия», которую сложно заподозрить в христианской апологетике хотя бы потому, что статью посвященную поклонным и памятным крестам отнесла к разряду декоративно-прикладного искусства, пишет:

"В западной Европе, в особенности во Франции, нередко можно встретить скульптурные группы, возвышающиеся вдоль дороги. Они называются Calvaire («кальвэр»), то есть «Голгофа». Такие придорожные кресты могут включать как полный набор действующих лиц сцены Распятия, то есть три креста с Иисусом и двумя разбойниками и Иоанном и Девой Марией у подножья, так и состоять из единственного креста».

Это ситуация во Франции - колыбели всех «светских» государств мира. Далее в «Википедии» говорится о придорожных крестах:

Рис. 2«Более простой вариант (креста - прим. автора) предыдущего типа. Часто ставились на перекрестках. Характерны как для русского Севера, так и для многих других регионов (Псковская, Ленинградская область, Белоруссия, прим. автора). <...> Может обозначать одинокую могилу или место гибели. (рис. 4. Поклонный Крест на месте массовых захоронений жертв полтических репрессий 1930-50х годов на Бутовском полигоне, Московская область, Россия); может быть поставленным по обету («обетные кресты»); может обозначать, что на этом месте прежде находилась церковь, ныне разрушенная (кресты-заместители храма); место, где наоборот, храм будет построен, обозначается закладным крестом.

Они могли быть межевыми крестами - ими отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий. Сакральное предназначение - напомнить или предоставить возможность путникам помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Приметные кресты служили ориентиром для мореплавателей». (Такие кресты устанавливались на берегах рек, озер и морей. - Прим. автора.)

Археологические факты свидетельствуют, что средневековые жители нынешней Адыгеи почитали символ креста задолго до массового поселения русских на берегах Белой. В скалах Хаджоха возле остатков пещерных храмов VII-X веков можно найти выдолбленные изображения крестов (рис.5. Кресты при входе в пещерный храм. около Х века, окрестности Хаджоха, Адыгея, Россия). Это не позволяет говорить о недавнем появлении христианских символов у подножия Кавказа. Крест в Адыгее также древен, как и сама эта замечательная древняя и вечно молодая земля.

С давних пор установка или изображение крестов является элементом культурной традиции христианских народов, в том числе русских, украинцев, греков, армян и многих других наций, живущих в России и на Кавказе и являющихся носителями христианской культуры. Отказ от этой традиции есть забвение своих корней и культуры, своей веры, отрицание главного символа памяти и единения. И жителей Адыгеи, считающих себя православными и уважающих Крест Господень, никак не меньше, чем тех, кто эти кресты хочет перенести подальше от человеческих глаз. В кресте нет и тени превосходства, хотя бы потому, что для нормального христианина - это символ слабости человеческих сил в сравнении с подвигом воплотившегося  Сына Божия Христа.  

 

Рис. 3Не менее натянуто выглядит обоснование запрета на кресты - мол, они установлены с нарушением законодательных актов или, как сейчас любят говорить, нелегитимно. Пресса свидетельствует, что это не совсем так. В частности, летом и осенью 2009 года ещё до гласного предложения активистов «Адыгэ Хасэ» идея устранения крестов в Адыгее имела своих действующих приверженцев.

Информационное агентство «Регнум» в заметке от 09.09.2009 пишет об осквернении двух православных поклонных крестов. Один из них стоял на въезде в Майкоп со стороны Белореченска и был согнут, а другой, весом 250 кг, был спилен и сброшен в пропасть с горы Фишт. В обоих случаях установить осквернителей не удалось, но - самое главное! - цитирую: «поклонные кресты имеют необходимую документацию и были установлены с разрешения местной власти». Налицо факт нарушения действующего законодательства Российской Федерации, а именно проявление вандализма. И Президент Адыгеи Аслан Тхакушинов в сентябре 2009 года осудил эти действия как преступные , сеющие межнациональную рознь.

Конечно, это частный случай осквернения крестов и вандализма, к сожалению, таких немало в современной России, загляните на сайт "Религия в светском обществе" и многое станет ясно. Однако мы уверены, что правосудие в каждом конкретном случае состоится - не сейчас, так чуть позже.

Рис. 4Правда и то, что относительно недавно кресты уже запрещали и уничтожали на государственном уровне. Например, в 1928-29 гг., во времена Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), тысячи поклонных, обетных, памятных и приметных (установленных для облегчения ориентирования и мореплавания в Белом море) деревянных крестов на Соловецких островах были срублены, как не соответствующие «новой культуре» строящего коммунизм народа. Кресты свозили  к бухте Преображения и возле стен Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря старательно, по нескольку дней сжигали. Под лозунгами о несоответствии советским законам разрушались храмы всех без исключения религий - православные церкви, мечети, синагоги и другие культовые постройки. Неужели мы вновь станем свидетелями победного шествия «культурного большевизма», отрицающего и требующего уничтожения всего, что не совпадает с его особенными взглядами?!

Уверены - надо остановиться в разрушении и начать созидать. И примеры этого созидания тоже есть. В Самарской области на берегу Волги в окрестностях поселка Ширяево на одном из склонов горы стоит обетный крест, установленный одним из православных меценатов по зову его сердца. На соседней возвышенности представителями татарской общественной организации была установлена фигура «Ак-Барса», древнего символа Волжской Булгарии и ныне занявшего место на гербе и флаге Татарстана. Этот крылатый барс на горе служит памятным знаком о давней битве, в которой воины Булгарского государства одержали победу. Оба символа стоят и не мешают друг другу, воскрешая в памяти народов, живущих по соседству, важные вехи в их истории.

Другой пример: на многих дорогах Адыгеи стоят транспаранты на адыгейском языке - «Гэъугэ маф!» (простите, если допустил ошибку в написании), в переводе на русский - «Счастливого пути». Для меня - русского, не владеющего адыгейским языком, эти слова также приятны в путешествии, как и тому, кто с рождения понимает значение этого традиционного пожелания. Как можно возражать против символов добра на непростых жизненных дорогах, каким бы языком и знаками они не были написаны или выражены?

 

Рис. 5Надеемся, что при принятии решения по предложению о переносе крестов в Адыгее возобладает здравый смысл и доброжелательность к символам культур и традиций народов, с которыми живешь бок о бок, а не иллюзии, разделяющие многонациональное сообщество Адыгеи по принципу «что не нравится - под запрет». Только в многообразии культурных явлений, при укоренении в сознании человека памяти о своих предках, может идти духовно-нравственное возрастание. В противном случае, при оглядке на пресловутую западную «политкорректность», опора на некие «общечеловеческие ценности» и силу безликого законнического формализма приведут нас к полному самозабвению и победе нового глобального «порядка».  Вот уж, где все нации, народы, религии и верования властью упразднятся, а человек будет аморфно по внешней прихоти «князей мира сего» - то потребителем, то электоратом, то ресурсом, и никогда не сможет стать Человеком.

Выбор за всеми нами.

 

Иннокентий Кулаков. 11.01.2010.


 
« Пред.   След. »