Главная страница arrow Судьба человека arrow Прот.Глеб Каледа о соотношении науки и религии
Бутовский полигон
Святые новомученики
ГУЛАГ
Судьба человека
Храм
Расписание богослужений
Мемориальный центр "Бутово"
Буклет
Архив документов
Списки пострадавших
Карта сайта

Собор Бутовских новомучеников

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. Новый каменный храм.

Rambler's Top100

Прот.Глеб Каледа о соотношении науки и религии Печать E-mail
29.08.2009 г.
Прот.Глеб КаледаМое твердое убеждение, основанное на опыте почти полувековых занятий наукой, может быть сформулировано следующим образом: «Подобно тому, как мудрых звездоблюстителей волхвов Господь привлек к  Себе появлением необычной звезды, Петра-рыбаря поразил множеством пойманных рыб, так и современное человечество Господь зовет к себе через научные открытия».

Предисловие к учебному пособию для 8-го класса средней школы профессора, доктора химических наук А.В.Панкратова «Химия Божьего мира. Опыт союза науки и религии».

Преподавание естественно-научных дисциплин во всех современных школах требует существенного пересмотра: оно направлено, как правило, не на научение школьников любить Природу, а на выполнение ими в жизни лозунга «Мы не можем ждать милостей от Природы, взять их - наша задача». Естественно-научные предметы, впрочем, как и гуманитарные, использовались как средство воспитания атеистического мировоззрения. Требуется новая концепция естественно-научного преподавания как в светских школах (учить любить и беречь Природу), так и тем более в православных учебных заведениях (учить любить и беречь Природу - Творение Божие и через нее воспевать Творца). Следует отметить, что многие принципиально важные научные открытия и теории не допускались долгое время не только в средние, но и в высшие учебные заведения.

К сожалению, во многих православных гимназиях, лицеях и школах явственно отмечается пренебрежительное отношение к естественным наукам - почти все внимание обращено на гуманитарные предметы, кое-где чуть повезло математике.

Гуманитарии часто имеют представление о естествознании по программам и учебникам советской школы, которые не отражают современное состояние наук о Природе. На I симпозиуме «Наука, философия, религия» в 1990 г. руководитель делегации ученых, профессор В.И. Первушин заявил, что «основным достижением науки ХХ века является установление начала мира, что онтологически всегда было свойственно религии».

Мое твердое убеждение, основанное на опыте почти полувековых занятий наукой, может быть сформулировано следующим образом: «Подобно тому, как мудрых звездоблюстителей волхвов Господь привлек к  Себе появлением необычной звезды, Петра-рыбаря поразил множеством пойманных рыб, так и современное человечество Господь зовет к себе через научные открытия».

Современные естественно-научные фактические данные и идеи требуют перестройки преподавания соответствующих предметов в общеобразовательной школе и в первую очередь в православных гимназиях и лицеях.

Современная православная апологетика в среде интеллигенции невозможна без ликвидации мнимого антагонизма между наукой и христианской религией. Соответствующим образом надо воспитывать и молодое поколение. К сожалению, некоторые выступления «православных мыслителей» являются научно беспочвенными и создают препятствия для принятия православия и вообще христианства для части специалистов в области естественно-научного знания.

Таким образом, время выдвигает необходимость серьезной разработки вопросов отношения естествознания и религии, естественнонаучной и серьезной, и христианского раскрытия результатов научного познания для учащихся православных школ.

В такой ситуации работа профессора, доктора химических наук А.В.Панкратова «Химия Божьего мира» представляется весьма актуальной и современной. Она предлагается в качестве учебного пособия для православных и средних общеобразовательных учебных заведений.  Автор пытается в ней раскрыть перед учащимися красоту и мудрость в Природе - Творении Божием, полюбить это Творение Бога и приучить детей размышлять над научными фактами и религиозными представлениями. К этому пособию приложимы слова Ефрема Сирина: «Писание и натура не могут противоречить одна другой, как две книги, написанные одним автором». Близкие высказывания имеются и у М.В.Ломоносова.

Автор пытается раскрыть два научно-богословских представления: 1) Природа - Творение Божие свидетельствует о премудрости, силе и величии Бога-Творца; 2) признание телеологической эволюции. Следует подчеркнуть, что критика дарвиновской эволюции в биологии иногда приводит к вообще к отрицанию эволюции, что является искажением и науки, и христианского мировоззрения. Прав профессор Н.Н.Фиолетов, что представления об эволюции могли развиться только на христианской основе. Развитие, эволюция - это великая творческая идея Божества, которая пронизывает все Его творение - восхождение от низшего к высшему. Тот, кто не занимается своим развитием, не только не радеет о своем спасении, но и является противником великого замысла Творца. Подробно эти вопросы рассматриваются в курсе «Православная апологетика».

Автор предлагаемого учебного пособия, доктор химических наук, стоит на этих же позициях и развивает на основе христианского мировоззрения антропный принцип современной науки. Излагая химические вопросы, автор подает их как элементы единого мира.

Работа А.В.Панкратова «Химия Божьего мира» излагает в доступной для школьников форме представления современной научной философской и богословской мысли.

Подача фактического материала, идей и представлений логически развивается от страницы к странице. Автор рассчитывает не на механическое запоминание, а на размышление читателя-ученика. Это может создавать некоторые трудности при работе с пособием, особенно для тех, кто не привык читать и сразу думать над прочитанным. Но ведь в учебном процессе самое главное не зубрежка, а научение думать и рассуждать.

Таким образом, книга А.В.Панкратова нужна для наших православных школ, но она, к сожалению, не учебник (а, может быть, и хорошо, что не учебник). Ее следует рекомендовать как учебное пособие по химии для определенного класса.

Работа А.В.Панкратова написана в необычной для учебников и учебных пособий форме - темы раскрываются в диалогах автора с двумя вымышленными учениками: Ваней и Машей. Это явно удлиняет изложение, но приучает думать.

Учебное пособие возникло в результате преподавания профессором А.В.Панкратовым химии в одном из православных лицеев, а как использовать его в других православных и неправославных школах?

Необычность содержания и формы может вызывать протест среди преподавателей: так мы никогда не учились и не учили. Да, но надо отказываться отстарых стереотипов педагогики, особенно советской и особенно в православных учебных заведениях. Вероятно, на базе рецензируемой работы необходимо подготовить методическое пособие для учителей.

Основная ценность учебного пособия профессора А.В.Панкратова в том, что оно прежде всего приучает школьников думать, учит любить Природу и воспитывает чувство восторга перед Премудростью Творца.

Публикуется по изданию:  Священник Глеб Каледа - ученый и пастырь. Москва, издательство Зачатьевского монастыря, 2007. Составитель - В.Г.Каледа. С.606-608.


 
След. »