Главная страница arrow Святые новомученики arrow Сщмч. Серафим (Чичагов). Слово 18 июня...
Бутовский полигон
Святые новомученики
Собор Бутовских новомучеников
Акафист новомученикам Российским
ГУЛАГ
Судьба человека
Храм
Расписание богослужений
Мемориальный центр "Бутово"
Буклет
Архив документов
Списки пострадавших
Карта сайта

Собор Бутовских новомучеников

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. Новый каменный храм.

Rambler's Top100

Сщмч. Серафим (Чичагов). Слово 18 июня... Печать E-mail
13.06.2009 г.

Владыка Серафим (Чичагов)Слово 18 июня о торжестве прославления благоверной великой княгини Анны Кашинской.

В городе Кашине мы собрались со всех концов России на торжество Православия, на прославление святой благоверной великой княгини Анны, истинной страдалицы и терпеливицы в жизни, защитницы Православия и молитвенницы пред Престолом Божиим за Россию и верующий русский народ.

Торжество это, ввиду переживаемого Русскою Церковью тяжелого и бесконечно скорбного времени, было как бы громким и грозным ответом врагам Православия, которые в русской Государственной Думе своими кощунственными речами и безумными требованиями потрясали не только сердца верующих, но и стены самого здания, ибо в Кашине собрался крепкий в вере и сильный в правде русский народ-богоносец. От имени его прошли в законодательную Думу никому не ведомые избранники, которые клевещут на народ, унижают его веру, оскорбляют его любовь ко Христу, борются против истины Божией, насмехаются над русской душой и проповедуют свободу духовного самоубийства. И вот, в первый раз после мучительных, оскорбительных и бедственных годин лихолетия собрались для молитвенного общения и торжества Православия представители этой великой Русской Церкви со всех концов Отечества.

Ни скрыть, ни опровергнуть нельзя: душа наша, душа Церкви Русской прискорбна, изболелась, ибо совершалось и еще совершается в государстве нашем непостижимое, невероятное и недопустимое! Душу Церкви прошло оружие! Духовно рожденные тою же Матерью-Церковью братья наши вонзили в ее душу отравленное оружие с дьявольскою злобою и без разумения, что никакое оружие, никакая отрава не могут причинить ей смертельную рану, ибо она бессмертна и вечна.

Но это торжество имело особое значение не только по времени, переживаемом Отечеством, но и по своей исторической необычайности. Никогда не было такого события в истории Русской Церкви, чтобы вторично прославлялся святой по прошествии нескольких столетий после открытия его святых мощей. Святая благоверная великая княгиня Анна, которая при жизни претерпевала много гонений, начиная от монголов, и по смерти понесла тот же крест от непокорных церковной власти старообрядцев, а ныне, когда в ее Отечестве возбудилось инородцами гонение против Православной Церкви, по особому Промыслу Божиему она торжественно прославляется верующими и призывается в помощь и заступничество! Такое совпадение имеет, конечно, глубокий, духовный смысл. О, если бы это торжество служило предзнаменованием нам, что Русская Церковь, укрепясь в испытаниях и страданиях за ее Православие и защиту истины Христовой, вскоре вновь прославится!

Если каждому христианину трудно нести свой крест и претерпевать скорби, то насколько труднее целому народу выносить скорби своей истинной Церкви, своей веры и видеть, как враги веры сознательно губят их Родину? Именно в такое время живем мы теперь и жила также прославляемая нами святая благоверная великая княгиня Анна.

Как ни кратки наши сведения о жизни и подвигах ее, но мы знаем, что св. Анна была неразлучна с величайшими скорбями, которые привели ее к отречению от мира, к монашеству и даже  к пострижению в схиму. Россия жила тогда под гнетом татарского Ига, а удельные князья пребывали в междоусобных распрях. Ежедневные тревоги сопровождались постоянными притеснениями И поборами ханов, а великая княгиня вместе с доблестным мужем великим князем Михаилом Тверским испытывала всевозможные унижения. Все свободные часы они проводили в молитве и с самоотвержением хранили свою православную веру и отстаивали права  своей Церкви. Разлуки великой княгини с мужем были частые: то он ездил на поклонение в Орду, то воевал с непокорными и вероломными удельными князьями. Наконец, ее постигли ужасные удары судьбы: в Орде были замучены и умерщвлены сперва ее святой муж, а впоследствии два сына и внук. Овдовев в 1318 году, она постриглась в монашество в Твери, а когда по просьбе сына переехала в его Кашинский монастырь, приняла высший ангельский постриг в схиму. Все эти бедствия св. Анна, естественно принимал а за призыв Божий к высшему духовному подвигу и находила только в духовном трудничестве силу и крепость для перенесения с покорностью своей необыкновенной участи. Будучи всегда примерной дочерью, а затем женою, матерью и великой княгиней, она приобрела всеобщее почитание и народную любовь, в особенности мужественным перенесением бедствий, благочестием, строгой духовною жизнию и заботами о бедных и несчастных.

Вспоминая древнюю обстановку дворцовой жизни русских великих князей и семейную жизнь простой русской крестьянской семьи, нельзя не остановиться с благоговением пред картиной их вечернего собрания и внимательного слушания чтения духовным лицом или странником жития святых. Вот как создалась древняя Русь, крепкая верой, духом и сильная благочестием! В каждой семье было свое училище благочестия. Когда русский народ не мог обнимать еще своим умом глубокие христианские истины, то он уразумевал и усваивал правду Божию из живых примеров, описания подвигов и наставлений святых угодников Божиих, из проявления Промысла Божия в призывах некоторых праведников к учительству и спасению людей, и все это настолько сильно запечатлевалось в умах и сердцах, что русский народ сделался искренним последователем Христа и из жития святых познал правду христианской жизни.

Только под влиянием этих поэтических, высоконравственных и исторических чтений сложилось у русского народа столь христианское и православное отношение ко всему «мирскому», житейскому, чего нет и не было у других западных народов и вследствие чего они не удержали в своих сердцах истины, драгоценного Православия. На светские развлечения и удовольствия русский православный народ смотрел всегда с духовной точки зрения, как на пагубные, вредные, развращающие, ибо человек, рожденный во грехе, может только при одном условии сделаться счастливым и довольным: если победит в себе все страсти, а мирские удовольствия только разжигают их.

Поэтому церковная жизнь удовлетворяла прежде стремлениям русского народа и наполняла его существование. Но это до такой степени непонятно в настоящее время, что во всех учебниках и книгах, во всех отзывах ученых и просвещенных людей древняя, благочестивая жизнь русского народа именуется беспросветною тьмою.

Однако и во тьме светился Божий свет, тьма его не объяла, и древние люди созидали Великую Россию, которую ныне светски просвещенные только разрушают.

А какой же свет воссиял в людях, которые отвергли церковную жизнь? Вся их жизнь, личная, семейная, общественная и государственная, раскрыта теперь пред нами до наготы. Но кто же с благоговением остановит свои взоры на современных картинах семейной их жизни и на всей их обстановке?

Вражда, ссоры, споры, зависть, полный разлад, невежество, невоспитанность и горе, слезы от разбитой жизни. Дети не повинуются родителям, гибнут в страстях, не ценят жизни, обворовывают свои дома, покушаются на отцов и матерей. Никто не имеет представления о вечной истине Христовой, и сколько людей явно и тайно насыщают свой ум подпольными, грязными, безнравственными книжонками, преднамеренно написанными с преступною целию и в насмешку над легковерием и духовным недоразвитием юношества!

Предательство, мошенничество и повсеместные разбои так многочисленны, что суды не в силах своевременно применить к виновным наказания. Люди, осчастливленные свободою, вышли из лесов и наводнили города, мошенничают, грабят везде, где только есть человек! Десятки тысяч состоятельных граждан покинули Родину и увезли с собою капиталы и имущество за границу. Воспитание исчезло и в семьях, и в школах, а Церковь, покинутая многими, не может оказать своего влияния! Старые законы упразднили, новых еще не создали. Образованное общество совершенно перестало исполнять свой национальный, общественный и христианский долг пред народом и оторвалось от него, насилуя верования народные, отказываясь от исторического значения и призвания своего государства.

В своем беспредельном развращении до потери духовного зрении ясного сознания и в своем слепом подчинении главарям политических партий многие, ни перед чем не останавливаясь, воздвигали гонение на христианскую веру и в особенности на Православие и подали голоса за свободу существования в ХХ веке по Р. Х. в их Отечестве - язычества, ниспровергнутого свв. апостолами, свв. мучениками, мировою борьбою целых государств и народов, изгнанного цивилизацией и истинным просвещением.

Какой же это свет, который воссиял в некоторых современных законодателях, потерявших истинного Бога, веру, Церковь, совесть, Родину, если они в своем умственном и душевном состоянии низринулись на две тысячи лет назад, ко времени идолопоклонства, поклонения светилам, звездам и зверям, к служению диаволу, и дерзают не в тайных своих собраниях и безумных совещаниях, а в государственном, законодательном учреждении требовать беспрепятственного возведения в России языческих капищ и восстановления истуканов, идолов по всей земле, наравне с христианскими храмами, монастырями, лаврами, соборами, вмещающими православные святыни, чудотворные иконы, святые мощи и изображения Христа, Сына Божия, Спасителя мира?!

Оскорбительно и возмутительно не то, что такие люди, потерявшие давно просвещение, дарованное им при святом Крещении, безумствуют, а что в нашем Отечестве, именуемом Святою Русью, допускаются в высшем государственном учреждении кощунства, оскорбление вечной истины, принесенной на землю Сыном Божиим, Спасителем мира, совершается невероятное, законопреступное, по понятиям всего христианского и цивилизованного мира; допускаются издевательства над святая святых русского народа, и представителями того государства, в котором глава - православный Царь, Помазанник Божий, хранитель, защитник и покровитель единой, святой, вселенской православной веры.

Невыносимо и убийственно то, что не только не останавливают этих безумствующих ораторов в Государственной Думе и не лишают их слова, когда это недопустимо ни в какой честной, христианской семье, но их речи записывают, печатают и продают народу для прочтения! Одних эти речи совращают и духовно убивают, а других - восстанавливают против власти, правительства и подымают на ожесточенную борьбу.

И все это называется ныне веротерпимостью, свободою! Такой-то свет противопоставляет беспроглядной тьме русского народа эти современные устроители просвещенных государств! Откуда они его добыли?

Это свет земной, даже подземный, готовый воздвигнуть новое, христианское мученичество, разрушить вековые устои государства, воцарить злобу, ложь, клевету и пролить потоки святой невинной крови!

Это тот свет, который поразил насмерть и св. благоверного великого князя Михаила Тверского по проискам и клеветам московского князя. Праведного обвинили в отравлении жены побежденного московского князя и потребовали на суд в Орду. Провожая его,  великая княгиня Анна утешала и говорила: «Зачем ты боишься злочестивого царя? Ведь в нас нет никакой неправды, мы за веру и Отечество стоим! Будь верен Господу до смерти!»

Сколько в этих словах света истины, духовного разума и христианского достоинства!

Скажи же ныне, верный русский народ, пред лицем торжественно прославляемой тобою святой благоверной великой княгини Анны, во славу единой, истинной, православной веры, ее же мудрыми словами: «Зачем нам бояться злочестивых людей? Ведь в нашей православной вере одна правда Божия и истина Христова: мы за веру и Отечество стоим! Будем верны Господу до смерти!» Аминь.

 

Публикуется по изданию: Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). Москва, издание Сретенского монастыря, Православный издательский фонд во имя Сретения Господня, 2003. С.470 - 475. (с) Игумения Серафима (В.В.Чичагова-Черная), наследники, 1999 г.


 
След. »