Главная страница arrow Храм arrow Новости храма arrow II Бутовские чтения
Бутовский полигон
Святые новомученики
ГУЛАГ
Судьба человека
Храм
История храма
Новости храма
Фотографии
Расписание богослужений
Мемориальный центр "Бутово"
Буклет
Архив документов
Списки пострадавших
Карта сайта

Собор Бутовских новомучеников

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. Новый каменный храм.

Rambler's Top100

II Бутовские чтения Печать E-mail
16.11.2008 г.
Эмблема КЭО15 ноября в нашем приходе прошли II Бутовские чтения, посвященные вопросам политических репрессий в России в XX в.  После молебна и экскурсии по Бутовскому полигону участников конференции пригласили заслушать подготовленные к этому дню доклады.

Великие княжны в перерыве работ на огороде в Царском селеПервым выступал А.А.Мановцев с рассказом, посвященным царственным страстотерпцам и нелегкому периоду их заточения. Львиная доля информации касалась их пребывания под стражей в Царском Селе и сопровождалась показом разнообразных фотографий царской семьи и Александровского дворца. Были озвучены самые разные эпизоды из жизни мучеников - от резко изменившегося после отречения государя отношения матроса Деревенько и того, насколько легко и с юмором воспринимал это наследник, до того, как отреагировала государыня на провокационные вопросы одного из охранников, сумев его в ходе беседы расположить к себе.На нашем сайте ранее публиковались материалы, отчасти вошедшие в сообщение, рассказывающие об отъезде августейших мучеников из Царского Села и их пребывании в Тобольске.

Следующим стал рассказ И.В.Кулакова о состоявшейся летом поездке по местам, связанным с памятью царственных мучеников - Тюмень, Тобольск, Екатеринбург, Алапаевск, Пермь. В Тюмени царскую семью пересадили с поезда на пароход «Русь», в Тобольске они жили в бывшем губернаторском доме, Екатеринбург стал местом их гибели, в Перми окончил свои дни младший брат царя великий князь Михаил Романович, а в Алапаевске приняли мученическую кончину преподобномученицы великая  княгиня Елизавета и инокиня Варвара и великие князья Константиновичи. Сделанные в паломничестве фотографии позволили слушателям заочно побывать в этих святых местах. Рассказ об этой поездке публикуется постепенно, выложены уже части, посвященные Тюмени (часть 1, часть 2), Тобольску и Екатеринбургу, фотографии размещены в нашей фотогалерее.

Священник находящегося неподалеку от Бутова села Захарьина о.Николай Киселев поделился с присутствующими своими изысканиями, касающимися истории дома Романовых. Оказывается, предки царствовавшей в России в течение 300 лет династии происходили из этого поселения. Материалы доклада планируется выложить на сайт в ближайшее время.

После трапезы последовала вторая часть конференции, имеющая более общую тематику и посвященная уже не одним только царственным страстотерпцам, но истории репрессий в целом.

Поход 6-7 сентября 2008 г. в ШатуруА.В.Мордашев рассказал об опыте туристических походов по местам служения Бутовских новомучеников. Материалы его доклада не раз публиковались на нашем сайте, поэтому нет нужды пересказывать их снова (часть 1, часть 2, часть 3, часть 4). Педагог О.В.Мезерова поделилась впечатлениями от двухгодичного проведения международного молодежного лагеря на Бутовском полигоне, в этом ей помогали две юные участницы мероприятия. Помимо работ по благоустройству территории ребята ездили в паломнические поездки в «Коммунарку» и Свято-Екатерининскую пустынь, катались на пароходе по Москве-реке и посетили мэрию.

В продолжение этой темы учащиеся Международной московской киношколы рассказали о своих трудах по облагораживанию мест захоронений репрессированных на Соловках, о своем общении с мастером кресторезной палаты Спасо-Преображенского монастыря Георгием Кожокарем и об интересном рисунке, найденном в одном из бараков, где некогда содержались заключенные. На стене углем изображен длинный дом, напоминающий по виду одно из лагерных строений, и некий объект, похожий на дерево. Однако Георгий Кожокарь считает, что это совсем не дерево, а указание на захоронения. Видимо, заключенные сами копали могилы, в которых их потом и хоронили. И действительно, вдоль одной из дорог, как и указано на рисунке, встречается множество ответвлений, а вдоль них - ямы и проседания земли. Пока еще ничего не доказано и только ведутся исследования в указанном направлении - надеемся, через некоторое время мы сможем с большей достоверностью говорить о захоронениях на Соловецких островах.

Следующим докладом была представлена изданная в 2006 году в Ульяновске книга «Духовное наследие преподобноисповедника Гавриила, архимандрита Мелекесского». О.Гавриил был духовником очень многих из тех, кто пострадал за веру на Бутовском полигоне, в том числе и мц.Татианы Гримблит, поэтессы, активно помогавшей заключенным священникам в 20-30-ые годы, о которой подробно рассказывали на прошлогодних чтениях.

Архимандрит Гавриил (Игошкин) с духовными чадамиБудущий архимандрит принял священный сан в возрасте 33 лет в самый разгар гонений на Церковь - в 1921 году, и уже спустя год его перевели  в Москву, где он служил в Покровской церкви Марфо-Мариинской обители, в храме Николы в Пыжах, в церкви  Воскресения Христова в Кадашах. Трижды его арестовывали, 17 лет своей жизни о.Гавриил провел в тюрьмах и лагерях, прошел он и Соловецкий лагерь особого назначения, но скончался уже после смерти И.В.Сталина - 18 октября 1959 г. Прославлен преподобноисповедник на Юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 г., а спустя всего два месяца его мощи были открыты для всенародного почитания. 5 июня 2004 г. на родине святого в селе Сосновка Сосновоборского района Пензенской области был освящен храм во имя угодника Божия Гавриила, епископа Мелекесского. (Фотография о.архимандрита взята с сайта Православной газеты.)

В качестве примера духовных произведений о.архимандрита учительница воскресной школы О.В.Варламова подробно пересказала повесть «Незлобивый» - о простеце, всю жизнь искавшем Царства Божия.

Человек некий с детства мечтал выучиться грамоте, но никак у него это не получалось. Будучи сиротой, он не имел возможности посещать в отрочестве школу, но жил у пожилых людей и много слышал от них поучений. Однажды в храме его поразили слова о том, что надо прежде всего искать Царства Божия, а все остальное приложится. Начал он размышлять об этом и решил по простоте своей, что это, должно быть, какой-то город под управлением Самого Бога, и стал искать способ попасть туда. Спросил он у священника, а тот иносказательно ответил ему, что надо ходить правыми путями. Простец опять понял это буквально, собрал свои вещи и пошел по правой стороне дороге.

Шел он шел, и спросил у одного из встречных, где же искать Царства Божия, а тот решил, что речь идет о монастыре, и указал дорогу в ближайшую обитель. Пришел простец в монастырь  и попросил позволения остаться там - так он был принят в братию и определен к послушанию алтарника. Однажды взглянул наш простец на верх высокого пятиярусного иконостаса  и увидел Распятие, а на нем - Живого Человека. Рассказал об этом простец своему духовному отцу, а тот, не желая подать своему чаду повод к тщеславию, рассказал историю о двух послушниках. Мол, поступили  в монастырь два брата - один со временем разленился, а потом и вовсе пропал, а второй наоборот всегда трудился с усердием. Часто о.игумен спрашивал у младшего о старшем, но тот всегда покрывал дела брата своего и говорил только хорошее. После гибели распутного послушника, настоятель рассердился на младшего за то, что тот не рассказывал всей правды о брате, и распял его на кресте в церкви - другим в назидание. 

А.И.СолженицынПростец отнесся к этой истории с величайшим вниманием, а когда в следующий раз увидел на кресте Живого Человека, заговорил с Ним и узнал, что Тот голоден, так что стал наш простец с тех пор носить в храм пищу для Страждущего. По прошествии времени заметил о.игумен, что из трапезной пропадает пища и стал интересоваться причиной, а простец, хоть и был предупрежден Страждущим, что не надо никому рассказывать об этих встречах,  все же открыл настоятелю, Кому он носит пищу. Тогда игумен попросил: «И мой обед отнеси Ему и походатайствуй за меня», что и было сделано.  Но на переданную через простеца просьбу настоятеля взять и его, когда Страждущий отправится к Отцу и заберет  с собой того, кто тайно носил ему пищу, Распятый на кресте Человек ответил, что о.игумену еще есть в чем исповедоваться, но обещал через две недели прийти за простецом, а еще через две недели и за настоятелем. Так и умерли они оба точно в названный срок, приняв пострижение в схиму и ежедневно причащаясь Святых Тайн.  

Заключительным аккордом прозвучал доклад учительницы литературы О.С.Шавард о жизни и творчестве А.И.Солженицына, скончавшегося в августе этого года, были показаны видеозаписи с писателем. Самой  интересной чертой этого выступления стало цитирование самого Александра Исаевича или людей, близко знавших его, для более яркой характеристики различных периодов его жизни. (Фотография писателя взята с сайта Хронос.)


 
« Пред.   След. »